Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №128»
Конспект спортивного развлечения с детьми старших и
подготовительных групп
«Ярмарка народных подвижных игр»
Разработали инструктора по физической культуре:
Полковников А.Н.
Романова В.А.
Шестерняков Д. С.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве основополагающих принципов дошкольного образования определены принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учета этнокультурной ситуации развития ребенка. Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям физического воспитания рассматривается как один из факторов духовного и физического развития.
Каждый народ, зависимости от социально - экономических условий своего развития, психического состава, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр и развлечений, способы их использования. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Народные подвижные игры – это великое наследие, своеобразие и самобытность каждого народа, где отражается образ жизни людей, своеобразие их быта и труда, ярко выражены национальные традиции и обычаи. Народные подвижные игры способствуют формированию и физической и духовной стороны подрастающего поколения: любовь и уважительное отношение к истории и культуре своего народа и народам ближайшего национального окружения, воспитывается дружелюбие и позитивное межнациональное отношение.
Чувашская Республика -одна из многонациональных регионов Российской Федерации. Дети разных народов, посещая детские учреждения, повседневно общаются, играют в разные игры. В связи с этим, содержание образовательной деятельности с детьми составляются с учетом специфики национальных, социокультурных условий. Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций - это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе.
Поиск новых инновационных подходов к содержанию и организации различных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста обусловил появление разнообразных форм их проведения. Одной из таких форм стало организация совместных спортивных развлечений «Ярмарка подвижных игр» с детьми старших групп и педагогами. Совместные развлечения и праздники создают у детей положительные эмоции и незабываемые впечатления! Приглашаем вас на ярмарку подвижных игр!
Участники: дети и педагоги МБДОУ №128
Цель: популяризация народных подвижных игр среди детей дошкольников.
Задачи: 1.Укреплять физическое и психическое здоровье детей; создать эмоционально положительную основу от совместных спортивных развлечений.
2.Совершенствовать и развивать физические качества: ловкость, быстроту реакции, координационные способности.
3. Воспитывать у детей уважение и бережное отношение национальным традициям физического воспитания своего народа и народов ближайшего национального окружения.
Ведущие: дети скоморохи, педагоги
Ход развлечения:
1. Скоморох: Громка музыка играет!
Динь-динь -динь!
Дон-дон-дон!
Ярмарку мы открываем,
И друзей всех приглашаем!
Поиграем, и споем
Потанцуем, заведём!
Очень дружно мы живем!
Здравствуйте, гости дорогие
2. Скоморох: К нам сюда скорей бегите!
Всех детишек позовите,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинаем -
Ярмарку мы открываем
3. Скоморох: Тары-бары растабары
Есть хорошие товары!
Загляните вы сюда.
Есть сюрпризы у меня!
Мы сюрпризы разбираем
Веселиться начинаем!
1.Ведущий: У нас сегодня веселый и необычный праздник. На нашей ярмарке сегодня игры и веселья! Мы предлагаем поиграть в разные народные игры. Сегодня у нас Ярмарка народных подвижных игр! А на Ярмарке мы поиграем в русские, татарские, мордовские, марийские и чувашские народные подвижные игры. Это все наши соседи и друзья, которые живут рядом с нами!
Игры
Содержание
1.Ведущий: Какая ярмарка без карусели?
Выходи честной народ,
прокатись на ярмарочной карусели.
Карусели, карусели,
дружно все детишки встали.
И летят за кругом круг
Сорок ног и сорок рук!
Ты мой друг, а я твой друг!
Русская подвижная игра «Карусель»
Построение в три круга: внутри большого круга старших группа, 2 подготовительные.
Движения детей в игре в разные противоположные стороны.
2.Ведущий: А в моей корзине
Разные сюрпризы:
Голубая лента
Ой! Заря – зарница,
Красная девица…
Играть нас приглашала!
Русская подвижная игра «Заря-зарница»
Построение в три круга: каждая команда строится в отдельный круг: руки держат за спиной, выбрать считалкой ведущего. Ведущий ходит за кругом с лентой и говорит слова, затем осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих: ведущий и игрок быстро бегут в разные стороны по кругу чтобы добежав занять место игрока. Кто останется без места, становится ведущим – Зарёй.
1.Ведущий: Что ещё в моей корзине
Разноцветные подарки!
Соберемся все в кружок
Вот иголка, нитка
Потерялся узелок?
Выходи, играть, дружок!
Подвижная игра «Иголка, нитки и узелок»
Все дети становятся в большой круг, держаться за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку, и узелок (3-4 мини команды). Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из круга. Если же нитка или узелок оторвались, то команда проиграла. Выигрывает команда, которая двигалась быстро и не отставала друг от друга.
Подвижная игра «Ручейки»
Построение в три круга: каждая команда строится в отдельный круг. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях. На сигнал «Озеро» игроки соединяются в свою команду. На сигнал «Большая Волга!» все игроки соединяются в большой круг.
2.Ведущий:
Бубны, румбы, ложки- пложки!
Поиграем мы немножко?
Петушочки, выходите
Свою силу покажите!
Состязания « Бой петухов»
Команды выстраиваются около круга одна против другой: из каждой команды 3-4 игрока « петухи» прыгая на одной ноге, по сигналу начинают выталкивать плечом других «петухов» игроков из другой команды. Выигрывает команда, игроки которой одержали больше побед.
1. Петух, ставший на обе ноги, считается побежденным.
2. Петухи вступают в бой только по сигналу, руки за спиной
1.Ведущий: А на ярмарке-медведь!
И танцует, и мычит,
Ребятишек веселит!
Косолапенький медведь,
Поиграть решил-вот смех!
Мы медведя выбираем-
Веселиться продолжаем!
Чувашская подвижная игра «Слепой медведь»
Построение в три круга: каждая команда строится в отдельный круг: выбирают водящего - слепого медведя, завязывают платком глаза и ставят на середину круга. Дети водят вокруг него хоровод и поют. В конце песни дети разбегаются, медведь их ловит.
2. Ведущий: Пары, пары выбираем
Поиграем в «БИЛЯША»
И найдем мы силача!
Марийская подвижная игра «Биляша»
На площадке чертят две линии на расстоянии 3-4 м одна от другой. Команды становятся за линиями и по команде «БИЛЯША» каждый игрок старается перетянуть соперника в свою сторону.
1. Ведущий: Раю-раю, пропускаю
А последних оставляю.
На игру иди быстрей,
Приглашаю всех детей.
Мордовская подвижная игра «Раю-раю»
Построение в три круга: каждая команда строится в отдельный круг. Для игры выбираются ворота (2 игрока) остальные играющие - мать с детьми. Дети ворота поднимают руки вверх и дети за матерью проходят ворота. Дети-ворота опускают руки перед последним ребенком, отделяя его от остальных.
2. Ведущий: Мы по ярмарке гуляем
Игру новую начинаем!
Татарская подвижная игра «Скок – перескок»
Ведущие:
Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали.
А теперь пришла пора
Нам проститься детвора.
Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Построение в три круга: внутри большого круга два средних круга. По команде игроки быстро меняются местами. Водящий старается занять место одного из играющих. Кто останется без места, становится водящим.
Литература:
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.
Вераксы
, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.
Махалова
И.В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие / И.В.
Махалова
, Е.И. Николаева. – Чебоксары, 2003. – 256 с.
Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. В.
Кенеман
; Под
ред. Т. И.
Осакиной
. – М.: Просвещение, 1988.
М.Ф.Литвинова
Русские народные подвижные игры. М.: «Просвещение», 1986