Никитина Е.Е.
Старший научный сотрудник
лаборатории начального общего образования, к.п.н.
Задания для реализации воспитывающего потенциала учебного предмета литературное чтение в контексте формирования духовно-нравственного суверенитета младших школьников.
Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, обеспечивает сохранение и трансляцию эстетических и нравственных образцов, содержащихся в художественных текстах.
Восприятие литературы как вида искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе чтения художественного текста участвуют разум, чувства и воля читателя. Чтение способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих общечеловеческим, нравственным установкам. Нравственные знания и ценности усваиваются ребенком в результате осмысленного чтения и эмоционального восприятия художественных текстов, изучаемых на уроках.
Обладая силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы.
Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся. Воспитательный потенциал урока литературного позволяет реализовать следующие возможности:
воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока);
воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета: духовно-нравственное воспитание осуществляется через понимание нравственной идеи произведения, оценки авторской позиции по отношению к героям произведения, их поступкам, отношению к окружающим;
Реализация воспитательного потенциала уроков литературного чтения достигается при помощи решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника, целенаправленного отбора художественных текстов мастеров слова как образцов подлинной нравственности, организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.Содержание текстов для чтения создают основу для обсуждения и решения на уроках нравственных поступков людей, их оценки, рефлексии, помогают школьникам понять содержание нравственных понятий: справедливость, честность, дружба, верность, гуманность, патриотизм, добро и зло. Яркие характеры героев произведения демонстрируют проявления данных отношений и качеств в различных ситуациях. Выполнение заданий по итогам прочтения художественного текста помогает школьникам разобраться в мотивах поступков героев.
Уроки литературного чтения способствуют воспитанию умений вести диалог, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Структура заданий
Направление: духовно-нравственное:
1. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей. Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание , уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищенность в семье. О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении
Задание 1.
Тема программы: Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей.
Тема урока:Рассказ В. Осеевой «Сыновья»
Основная деятельность детей: работа с текстом; учебный диалог.
Цель: формирование уважения к людям старшего поколения в семье
Формулировка задания:
Что поучительного для себя вы возьмёте из этого рассказа?
- На доске записаны пословицы, прочитайте их.
«О любви к маме говорят дела, а не слова».
«На свете всё найдёшь, кроме отца и матери».
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Как вы думаете, какая пословица непосредственно подходит к прочитанному рассказу?
Комментарий:Данное задание ориентирует обучающихся на понимание нравственных ценностей, отношения в семье. Размышляя над вопросами ученик формулирует правильный ответ, подтверждает его авторским текстом и пониманием смысла пословиц. Соотнося пословицы с содержанием рассказа, младшие школьники делают вывод о том, идейный смысл состоит в том, что мама-главный ориентир в семье и необходимо ее уважать, любить, помогать, радовать.
Задание 2.
Тема программы: Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей.
Тема урока:Рассказ В. Осеевой «Сыновья»
Основная деятельность детей: работа с текстом; учебный диалог.
Цель: формирование уважения к людям старшего поколения в семье
Формулировка задания:Подбери слова, какими можно обратиться к маме.
Продолжи предложения (Задания можно выполнять в паре).
Я мамочку родную больше всего люблю… Я всегда стараюсь ей помочь. Для этого я делаю… Мама заботиться о нас. Она всегда …….
Комментарий:Данное задание позволяет поразмышлять школьникам о маме, создать образ своей мамы путем подбора слов, которые наиболее ярко и точно отражают ее характер, поведение, отношение к членам семьи.
Задание 5.
Тема программы:
Тема урока:С.А. Баруздин «Салют»
Основная деятельность детей: работа с текстом; учебный диалог.
Цель:Показать важность уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших, способность создания атмосферы доверия, воспитание в детях чувства ответственности за свои поступки.
Формулировка задания:Какие чувства Вы испытали, когда читали стихотворение? Какой праздник мы отмечаем 9 Мая? Почему мы гордимся этим Днем, за что благодарим ветеранов и уважаем наших ветеранов?
Комментарий:В процессе выполнения задания обучающиеся рассуждают о том, что для них значит этот праздник, объясняют почему в мае бывает праздничный салют? Он символизирует победу наших войск над немецко-фашистскими захватчиками. «Пушки радостно грохочут» - они заряжены не боевыми патронами, а «салютом». Они извещают победу. С большим уважением нужно относится к ветеранам, которые защищали нашу землю от врагов. На данном этапе можно предложить детям рассказать о своих бабушках и дедушках, которые прошли войну, можно принести в класс их военные фотографии и рассказать об их подвигах
Задание 6.
Тема программы:
Тема урока:В.А. Осеева «Три товарища»
Основная деятельность детей: работа с текстом; учебный диалог.
Цель:Воспитывать у обучающихся благородство, щедрость, доброту, порядочность, умение помочь окружающим в трудной ситуации, чувство справедливости, товарищества.
Формулировка задания:Попробуйте определить те качества характера, которыми обладает Володя, отметьте галочкой:
- послушный
- скромный
- внимательный
- смелый
- заботливый
- добрый
- гордый
Можно ли назвать Володю настоящим другом? Почему? Как ты помогаешь своим товарищам?
Комментарий:Данное задание нацелено на создание образа главного героя и позволяет сделать следующий вывод: не надо говорить громкие слова, упрекать кого-то, надо быть отзывчивым и делиться с другими. Дружба одна из главных ценностей в жизни любого человека и если человек нуждается в помощи, то настоящий друг всегда откликнется на чужую беду, несправедливость.
Задание 7.
Тема программы:
Тема урока:В.Ю. Драгунский «Мой друг»
Основная деятельность детей: работа с текстом; учебный диалог.
Цель:Формировать у детей нравственные качества личности: доброту, верность, честность,
Формулировка задания:Какое впечатление на вас произвёл рассказ?
- Какими качествами характера обладает Дениска?
- Можно ли Дениску назвать настоящим другом?
- Кого назвал Виктор Драгунский Другом детства? (Плюшевого медвежонка)
-Что помог понять нам Мишка? (Что другом может быть не только человек, но и игрушка)
Настоящий ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО ……..
Подготовь рассказ о своей любимой игрушке.
Комментарий:Содержание рассказа раскрывает основной тезис: нельзя обижать друзей. Даже если друг — это просто плюшевый медведь. Основная идея рассказа в том, что неважно кем быть по профессии, главное — оставаться человеком. Рассказ учит дружбе и верности, учит мечтать и стремиться к поставленной цели. Можно предложить обучающимся порассуждать о том, каким должен быть настоящий друг, подумать над тем почему друзьями нужно дорожить. В продолжении темы произведения младшие школьники могут рассказать о своей любимой игрушке, принести в класс ее, объяснить своим одноклассникам почему игрушка так дорога, какие события и воспоминания с ней связаны.
2.Отражение духовно-нравственных ценностей в литературных произведениях
2.Предмет: литературное чтение
3.Класс: 2кл.
Задание 1.
Тема программы: Патриотическое звучание произведений о родине
Тема урока: стихотворения М.Дружининой «Мамочка-мамуля» и Ф.Савинова «Родина»
Основная деятельность детей: работа с текстом; учебный диалог
Формулировка задания:
Прочитайте стихи М.Дружининой и Ф. Савинова Что вы можете сказать о мальчике в стихотворении «Мамочка-мамуля»? Что такое Родина для вас? Почему слово «мама» неразрывно связано с ней? Какие слова можно связать со словом родина? Какая основная мысль объединяет все эти произведения?
Что значит любить свою Родину?
С какими словами связано понятие родина? Продолжи ряд слов: родной дом, семья,_______________________________
Стихотворение М.Дружининой «Мамочка-мамуля»
Стихотворение Ф.Савинова «Родина»
Мамочка - мамуля,
Как тебя люблю я!
Как я рад, когда вдвоем
Мы с тобой гулять идем!
Или что- то мастерим,
Или просто говорим.
И как жаль тебя опять
На работу отпускать!
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля, –
Это русская природа,
Это Родина моя.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга, –
Это русское раздолье,
Это Родина моя.
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья, –
Это русская сторонка,
Это Родина моя.
Задание 2.
Формулировка задания
Какое настроение возникает в начале чтения стихотворения «Мамочка-мамуля»? В конце стихотворения? Какие чувства возникает при чтении стихотворения Родина?
Продолжи пословицы подходящими по смыслу словами (постоять, добро, родина, матушка, матери).
Птица радуется весне, а младенец________________
Нет милее дружка, чем родная ___________________
При солнышке тепло ,при матери__________________
Одна у человека родная мать, одна у него и _________________
Родина-мать, умей за нее________________
Комментарий к заданиям 1-2: воспитательный потенциал заданий направлен на формирование культурного суверенитета страны, включающем в себя знание духовно-нравственных ценностей, воспитание любви и уважения к родине, к семье и т.д. Выполняя первое задание, обучающиеся анализируют содержание предложенных стихотворений, отвечают на вопросы учителя, формулируют главную идею стихотворения Ф.Савинова: автор торжественно передает читателям чувство гордости за свою Родину, рассказывает о родной природе, любви к Русской земле. Стихотворение "Родина" вызывает чувство гордости, радости за красоту своей Родины. На данном этапе целесообразно предложить сравнить оба стихотворения с позиции общей темы :слово «мама» часто связывают со словом «Родина» и каждый человек любит свою родину как родную мать. Именно поэтому слово родина часто заменяют словами родина-мать, родной край, родная земля. Учитель обращает внимание на то, что образ родины и матери не случайно вызывают чувство уважения, любви, защищенности, потому что любой человек дорожит этим и боится потерять. В продолжении темы размышления о родине учитель обращает внимание обучающихся на разное настроение в первом стихотворении и одновременно на указывает на схожесть настроений в обеих стихотворениях. Работа с пословицами позволяет осмыслить и обобщить идейный контекст: родина, как и мать у человека одна, которая дарит чувство радости, тепла, добра и потребности ее оберегать и защищать.
Задание 3.
Тема программы: Отражение нравственных ценностей в произведениях о родине
Тема урока: Наша родина-Россия
Основная деятельность детей: работа с текстом; учебный диалог
Формулировка задания
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов….
(К.Д.Ушинский)
1.Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского?
На доске вы видите слова, из них вам нужно составить пословицы.
1. без Человек Родины соловей песни без что (Человек без Родины – что соловей без песни)
2. и земля в мила горести Своя (Своя земля и в горести мила)
3. сторона Родная чужая мать, а мачеха (Родная сторона мать, а чужая мачеха)
4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша (Нет на свете ничего краше, чем Родина наша)
2. Что объединяет эти пословицы?
Комментарий: задание направлено на формирование гражданско-патриотических чувств младших школьников, аналитическая беседа по итогам восприятия фрагмента текста К.Д.Ушинского способствует осмыслению ценностного отношения к Родине, к России, осознание значимости родины для каждого человека и самих учащихся. В процессе работы с пословицами обучающиеся должны осознать несколько нравственно-духовных ценностей: чувство патриотизма, любви и уважения к родному краю.
Чувство патриотизма всегда было присуще нашим предкам, и именно поэтому они вставали на защиту свободы и независимости своей родной страны, независимо от того, откуда и какой силы враг приходил на русскую землю. Смысл пословиц способствует осознанию того, что даже в тяжелые минуты горя и страдания мысли о родной стороне помогают пережить любые невзгоды. Это качество любви к Родине переходит из поколения в поколение.
Задание 4.
Тема программы: Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищенность в семье.
Тема урока: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья»
Основная деятельность детей: работа с текстом; учебный диалог.
Формулировка задания:
1.Прочитайте слова, в которых заключена главная мысль произведения?
Скажите, чему учит нас произведение, над чем же надо задуматься?
2. Работа в группах: подчеркните пословицы, подходящие к произведению Л.Н. Толстого «Отец и сыновья», проверьте друг друга:
1. Нет друга - ищи, а нашел - береги.
2. Согласную семью и горе не берёт.
3. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
4. Своя семья - самые верные друзья.
5. Сердце матери лучше солнца греет.
6. Вся семья вместе, так и душа на месте.
7. Уговор дороже денег.
Комментарий: данное задание направлено на формирование духовно-нравственных ценностей как основе культурного суверенитета страны. Знакомство с содержанием произведения позволяет осмыслить главный посыл автора: мудрый отец, решив проучить сыновей, просит принести веник и предлагает им сломать веник целиком, но ни у одного сына это не получается. Тогда отец разбирает веник и сыновья легко ломают прутики.
Ценностный ориентир этого произведения в том, что если люди будут держаться вместе, то они будут представлять собой великую силу. Никто эту силу не переломит, не пересилит, так как по одиночке каждый всего лишь слабый человек. В продолжении размышления над темой занятия учитель предлагает организовать работу с пословицами в группах. Обучающиеся каждой группы соотносят пословицы с идейным замыслом произведения и осмысливают главный вывод: сила людей заключена в их единстве. Если люди будут действовать согласованно, дружно, без ссор, раздоров, им никто не будет страшен. Воспитательный потенциал произведения ориентирует обучающихся становление элементов мировоззрения: осознание и принятие ценностных установок: «согласие», «мир», «духовное единение», которые реализуются в процессе социализации личности в современном мире.
Задание 5.
Тема программы: Великая отечественная война в литературных произведениях
Тема урока: Л. Кассиль «Сестра»
Основная деятельность детей: работа с текстом; учебный диалог
Формулировка задания
Прочитайте рассказ Л. Кассиля «Сестра». Кто главные герои произведения? Что можно сказать о поступке Нади Балашовой? Отражает ли репродукция главную мысль рассказа?
Лев Кассиль «Сестра»
Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперёд ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно — пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал.
Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смёрзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, — медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану — осторожно, чтобы не больно.
«Кругом бой, а она приползла», — подумал Иван и спросил:
— Умру?
— Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.
— Спасибо, сестрица! — говорит Иван Котлов. — Дозвольте узнать, как вас зовут.
— Надя зовут, — отвечает, — Надя Балашова.
Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползёт и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова.
Комментарий: данное задание направлено на осознание ключевых духовно-нравственных ценностей: подвиг и героизм человека на войне. Воспитательный потенциал произведения заключается в воспитании у младших школьников чувства патриотизма, гордости за свой народ, осознание чувства сопричастности к истории своего Отечества. О чем заставляет задуматься фраза: "У войны не женское лицо"? О том, что трудно добивалась победа, женщины уходили на фронт и героически сражались наравне с мужчинами. Они были солдатами. Нежные, хрупкие девушки и женщины, они тоже приближали победу. "Сестричка, сестра, сестрица", - так ласково называли бойцы фронтовых медсестер, которые под пулями и разрывами снарядов, ежедневно рискуя собой, а часто и прикрывая своим телом, некрепкими девичьими руками выносил с поля боя раненых.
Задание 6.
Тема программы: Отражение нравственно-этических понятий(защита и забота о животных)
Тема урока: Рассказ М.М.Пришвина «Ребята и утята»
Основная деятельность детей: работа с текстом; учебный диалог
Формулировка задания: прочитайте рассказ М.М.Пришвина «Ребята и утята»
М.М.Пришвин
Ребята и утята
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
— Пустим.
— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? [де теперь мать?
— А вон сидит! — хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что- то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
— Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
— Что вы смеетесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко
попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:
— До свиданья, утята!
Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
– Что взволновало автора?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?
Докажите строчками из произведения.
Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– Перед кем этот знак уважения?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
- Какой урок Пришвин всем нам дал? Над чем надо задуматься каждому из нас?
- Можно ли сказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.
Комментарий: Данное задание позволяет подвести детей к пониманию нравственного смысла, заложенного в основной идее произведения: для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Аналитическая беседа по содержанию произведения подводит обучающихся к осмыслению того, что природа дает жизнь всему живому на земле, поэтому ее нужно сохранять и охранять, оберегать и защищать леса и водоемы, степи, горы, весь природный и животный мир, который нас окружает. На данном этапе учителю можно предложить учащимся поразмышлять, порассуждать над известным тезисом М.М.Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину”.
Задание 7.
Тема программы: Отражение в произведениях нравственно-этических понятий ( дружба, терпение, уважение, помощь друг другу).
Тема урока: В.А.Осеева «Синие листья»
Основная деятельность детей: работа с текстом; учебный диалог
Формулировка задания: прочитайте рассказ В.А.Осеевой «Синие листья»
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
1.Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прослушав это произведение?
- Каковы главные слова всего произведения? Как вы их понимаете?
- Давайте, подумаем какими чертами характера обладали девочки и составим их характеристики, подбирая слова, которые наиболее точно отражают их поведение и отношение друг к другу?
КАТЯ
ЛЕНА
равнодушная
аккуратная
лживая
терпеливая
-Чему научил вас рассказ?
-Какие чувства пробудил?
-Расскажите, какими качествами должен обладать настоящий друг?
2. Раскрасить рисунок «Дружба-единство страны»
Комментарий: Данное задание ориентировано на понимание понятия «дружба» как ценности в жизни человека. Аналитическая беседа по содержанию рассказа заставляет обучающихся думать над своим поведением, прививает культурные ценности, учит с вниманием и состраданием относиться к окружающим людям, обдумывать возможные последствия своих поступков. Настоящие друзья должны помогать друг другу искренне и бескорыстно. Катя так долго тянула с решением дать ли подруге карандаш, что Лена в итоге вынуждена была отказаться от ее помощи. Рассказ учит не быть жадным и оказывать помощь друзьям и близким.
В процессе работы с рисунком учитель обращает внимание на то, что именно на дружбе держится единство народов Благодаря единству мы можем сотрудничать с другими странами и помогать им. Россия – дружная многонациональная семья народов, в которой проживают русские, татары, башкиры, чуваши, буряты, мордва, калмыки, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие. Поэтому сила России заключается в объединении людей, взаимной дружбе, поддержке и помощи друг другу.
Задание 8.
Тема программы: Отражение в произведениях нравственно-этических понятий
Тема урока: В.А.Осеева «Что легче?»
Основная деятельность детей: работа с текстом; учебный диалог
Формулировка задания: Кто из героев поступил правильно? Какой фрагмент рассказа изображен на иллюстрации? Какие чувства испытывает мальчик? Что можно сказать об отношении к нему взрослого человека?
1.Валентина Осеева «Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — говорит третий,- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
2.
Комментарий: данное задание раскрывает понятия «правда», «правдивое поведение» как нормативно-ценностный феномен в контексте формирования мировоззрения личности. Актуализация Правды в жизни человека и социума происходит через бытийно-духовный аспект, выраженный в понимании ее как повседневной жизни и основы человеческой совести. Рассуждая над основной идеей произведения, обучающиеся осмысливают ключевой вывод: у лжи много неприятных последствий, нужно уметь признаваться в правде (как сделал третий мальчик.) Ответ на вопрос: Что легче?» заключается в том, что говорить правду проще, чем лгать. Третий мальчик сказал правду, и он избежал наказания. А два первых мальчика солгали родителям и были наказаны дважды. Воспитательный потенциал рассказа состоит в том, что он учит быть честным и правдивым, никогда не обманывать близких людей. Иногда в ситуации кажется легче соврать, чем сказать правду. Правда трансформируется через честность и справедливость и отражает поведение человека с разных позиций. Автором показаны действия главных героев по отношению к «правде»: иногда можно и соврать или лучше сразу честно признаться в своем поступке? Ложь можно только усугубить положение и увеличить степень наказания. Правдивое поведение отражает индивидуальность человека и способность противостоять чужой неправде.