Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение

«Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения»

ОБСУЖДЕНА и принята УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете приказом директора ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН» ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН»

Протокол №_____ ____________Т.В. Соловей от «___» августа 20___г. от «___»_________20___г.

«Занимательное конструирование»

Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

Возраст обучающихся: 6-17 лет

Срок реализации программы: 1 учебный год

Автор составитель:

Корчагина Елена Сергеевна

воспитатель отделения социального обслуживания

детей-инвалидов

г. Выборг

2024 г.

Содержание:

Введение

3

Пояснительная записка 4

Цель и задачи программы 6

Предполагаемый результат

8

Учебный график

8

Педагогические условия для реализации программы

9

Педагогическая диагностика

1

1

Учебный план

13

Учебно-тематическое планирование

14

Календарный учебно-тематический план

18

11. Заключение 22

12. Список литературы 23

1. Введение

«Любимое искусство должно быть не стеной, отгораживающей от мира, а дорогой в мир, окном, через которое лучше всего видна жизнь, способом отражения и выражения своих впечатлений от жизни, языком для общения с людьми»

Б.М. Теплов

Конструирование (от латинского constructio) представляет собой составление, соединение, сложение отдельных деталей, элементов, частей и построение из них какой-то новой структуры (конструкции) – поделки. Есть множество типов и форм конструирования и одно из них это художественное конструирование, (его результатом становятся художественные изделия – аппликации, инсталляции, барельефы и т. д., а основой служат, например, бумага и различные природные материалы). Основным признаком художественного конструирования является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.

Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.

Всем детям-инвалидам необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. В процессе творческой деятельности у детей усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка с ОВЗ.

Дети-инвалиды имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Степень вовлеченности и приобщенности ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия.

Наиболее эффективное средство для этого – конструирование, как техническое, так и художественное. В процессе занятия ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая свой образ, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать техническими и художественными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Цель: создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Художественное конструирование позволяет ребенку понять смысл различных ситуаций, «прожить» их и выразить свое отношение к реальности мира.

Художественное конструирование - это деятельность, которая развивается в течение дошкольного детства и одновременно развивает детей, стимулируя восприятие, мышление, воображение и другие необходимые качества, а также организует структуру детской деятельности: умение планировать, осуществлять и контролировать сам ее процесс.

По мнению исследователей, конструирование способствует развитию познавательной активности дошкольников, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

2. Пояснительная записка

Данная программа воплощает в себя новый подход к развитию творческих способностей у детей - инвалидов (далее ребенок, дети), который заключается в развитии творчества как продуктивной деятельности, в результате которой ребенок создает нечто новое, оригинальное, реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Детям предоставляется возможность конструировать не только из готовых конструкторов, но и из многих других подручных материалов (природный, бросовый, бумага, пластилин и т.д.).

Программа рассчитана на год работы с детьми и реализуется в процессе дополнительных занятий по изобразительной деятельности.

Знакомство с новыми техниками осуществляется поэтапно, в зависимости от сложности, т.е. сохраняется принцип «от простого к сложному». По мере освоения той или иной техники дети могут создавать свои поделки, композиции.

Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что программа способствует формированию у детей навыков и умений работы с различными материалами и инструментами, начиная с освоения элементарных способов конструирования до приобретения навыков создания целостных композиций по предварительному замыслу. Дети-инвалиды могут передавать отношения, включая в различные композиции фигуры людей и животных. Использование в конструировании всевозможных техник и материалов позволяет процесс творчества более интересным, более продуктивным.

Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения конструирования нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что конструирование из необычных материалов позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Актуальность

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Занимательное конструирование» заключается в формировании у детей-инвалидов положительного отношения к творческому труду, его результатам. Программа «Занимательное конструирование» направлена на решение задач обучения, социального воспитания, развития личности, на создание условий для самовыражения обучающихся, поэтому базой для разработки программы послужили труды известных педагогов, психологов, ученых: Выготского Л.С., Макаренко А.С., Ушинского К. Д. Дополнительная общеразвивающая программа основана на принципах Л.С. Выготского, который определял развитие ребенка как приоритет его результативности, успешности воспитания и обучения. Он говорил: «…правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие…». Таким образом, развитие в рамках данной программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей. Большое внимание в решении задач общего развития ребёнка уделяется развитию устной речи. Материал программы используется для развития коммуникативных умений: чётко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно – практическую деятельность. Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Содержание программы направлено на воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, дому, краю, городу, Родине. Дети получают возможность свободного творческого выражения себя посредством приобретения теоретических знаний: знакомство с бумагой, картоном, их свойствами, чертежно – измерительным инструментом, технологией изготовления плоских и объемных поделок; практических навыков: от простого складывания листа бумаги до изготовления объемных макетов и моделей. На занятиях обучающиеся овладевают необходимыми в повседневной жизни приемами ручной работы с различными материалами. Они учатся правильно выполнять технологические операции: сгибать и складывать бумагу, резать, склеивать ее, различать геометрические фигуры и составлять из них силуэты животных, машины, игрушки из плоских деталей, конструировать модели из объёмных деталей.

Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка. В процессе художественного конструирования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая с различным материалом, находя удачные сочетания формы и цвета, узнавая предметы в конструкции, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Особое внимание я уделяю художественному конструированию, как средству развития мелкой моторики у детей.  Именно художественное конструирование создает атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создает эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. И, пожалуй, самое важное это то, что ребенок может создавать играя и использовать свои творческие работы в игре.

Педагогическая целесообразность

Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Организация работы на занятиях не всегда устраивала, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятия ограничивались временем и темой. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в конструировании стало понятно, что стандартных наборов деталей конструкторов и способов передачи информации недостаточно для детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, художественное конструирование дает толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учит мыслить нестандартно. Здесь ребенок, художник и в отличие от той же аппликации конструктор позволяет ему легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину» или наоборот — убрать какие-то элементы. При этом работа доставляет детям еще и приятные тактильные ощущения. Педагогическая целесообразность заключается в том, что все занятия направлены на развитие детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

3. Цели и задачи

Цель: Развитие творческого потенциала детей-инвалидов, расширение возможностей для самореализации личности ребёнка, получение базовых навыков искусством конструирования на основе изготовления поделок из разных видов материалов. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду других. Развитие творческого потенциала, активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе приобщения к начальному техническому моделированию реализуется через решение следующих задач.

Задачи:

Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

- развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать

волевые качества;

- развивать устойчивый интерес к занятиям техническим творчеством, интерес к разнообразным видам активной творческой деятельности;

- развивать мелкую моторику рук, внимание, память, воображение;

- развивать образное восприятие и пространственное мышление;

- развивать нравственные качества в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, любознательность;

- развивать коммуникативные навыки по соблюдению техники безопасности.

Образовательные:

-  формировать знания детей о цвете, форме, объеме;
- закреплять знания о геометрических фигурах;

- научить элементарным умениям сравнивать, анализировать, обобщать;

- научить технологиям работы с бумагой, картоном, ножницами, клеем, - научить читать простейшие чертежи-схемы, по которым складываются фигурки «Оригами»,

- научить простейшим трудовым умениям, навыкам обработки природного материала,

- научить применять бросовый материал и создавать из всего этого простейшие композиции.

-учить детей выбирать материал для конструирования и умело его использовать.

- учить экономно расходовать материалы.

Воспитательные:
- воспитать  чувство коллективизма, стремление прийти на помощь друг другу;
- учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

- воспитывать трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, в достижении поставленных задач; - воспитывать аккуратность, ответственность, уверенность в своих силах;

- воспитывать духовно-нравственные качества личности: любовь к народу, искусству, уважение к труду и его результатам, уважение к людям труда и их профессии и др.

- воспитывать уважение к педагогу, способность к сотрудничеству;

- воспитывать целеустремлённость, старательность, дисциплинированность, самостоятельность.

Дидактические принципы программы:

- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- принцип научности (детям-инвалидам сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- принцип поэтапности ( приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов конструирования, разнообразие материала);

- принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

Особенность данной программы в том, что она рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

4. Предполагаемый результат

1.Развитие творческих способностей в художественном творчестве детей.

2.Совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых художественных и технических навыков в конструировании.

3.Умение самостоятельно искать нужное решение.

4.Способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование.

5.Овладение детьми-инвалидами художественными и техническими приемами и техниками конструирования для развития творческих способностей.

6.Способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей.

7.Навыки коммуникативного общения.

8.Участие в конкурсах и выставках детского творчества.

9.Художественно–творческая деятельность предполагает выполнение терапевтической функции, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

5. Учебный график

Продолжительность учебного года

37 недель

Набор и формирование группы

30.08.2024 – 02.09.2024

Начало занятий

03.09.2024

Окончание занятий

30.05.2025

Новогодние праздники

30.12.2024 – 08.01.2025

Продолжительность занятия

20 минут

Деятельность детей

осуществляется в разновозрастных группах

Количество детей в подгруппе

1 подгруппа – 4 человека

2 подгруппа – 4 человека

Проведение аудиторных занятий

один раз в неделю, по вторникам

6. Педагогические условия для реализации программы

Решение этих задач предполагает создание соответствующей развивающей среды. Для занятий выбрана групповая комната. Приобретается и заготавливается весь необходимый для конструирования материал (разных видов бумага, клей, инструмент, природный материал, некоторые виды конструктора и т.д.). Учитывая возможности детей, продуманы темы для работы, составлен учебно–тематический план.

Изучено и освоено около двух десятков различных техник, ранее не используемых в работе с детьми. Обучение предполагается вести на основе коммуникативно – деятельностного метода, который предполагает активное развитие детского творчества в повседневной жизни.

Формирование условий непрерывного образования

Основной формой ознакомления детей с конструирования являются подгрупповые занятия, индивидуальная работа.

В программе используются различные методы и приемы: - метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); - словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); -практический (самостоятельное выполнение детьми-инвалидами рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения); - эвристический (развитие находчивости и активности); - частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей-инвалидов за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); - мотивационный (убеждение, поощрение).

Структура занятий программы

Мотивация детей-инвалидов.

С учётом возрастных особенностей доминирует игровая форма преподнесения материала.

Пальчиковая гимнастика.

Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.

Художественно-изобразительная деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза технических и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений, настроение живой природы.

Выставка - презентация детских работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Коллективные выставки детского творчества, индивидуальные выставки, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех детей с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям-инвалидам ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию конструирования для всестороннего развития личности, проведение мастер-классов, показ открытых занятий, разработка игр с изготовленными поделками.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий,  мастер-классы по конструированию, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети).

В программе широко используются технические средства обучения: музыкальный центр, фотоаппарат, мультимедийное оборудование и др.

Отличительные особенности данной программы являются её общеразвивающая, познавательная функции и связанная с этим необходимость формирования с раннего возраста у детей-инвалидов положительного отношения к творческому труду.

  Все занятия в программе направлены на развитие у детей художественно-творческих способностей через обучение конструированию.

Этапы реализации программы

1 этап.

1.Определение проблемы, цели и задач программы.

2.Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями.

2этап.

1.Выявление у детей уровня способностей в художественно-техническом конструировании;

2.Экспериментирование с разными материалами при решении творческих задач;

3.Умение использовать возможности различных материалов для создания поделки;

4.Умение пользоваться различным оборудованием и инструментами самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий.

3этап.

1.Совместная творческая деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов поделок.

2.Подведение итогов – диагностика, выставка индивидуальных работ семейного творчества.

Программа состоит из тем и разделов, которые удовлетворяют образовательные потребности детей-инвалидов: «Волшебный мир бумаги», «Материалы и инструменты» и др., которые предполагают:

- ознакомление ребёнка с предметом (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т.п.);

- восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.

У детей формируются умения изготовления изделий в технике оригами различного уровня сложности. Они учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить лист на части; находить вертикаль, горизонталь, диагональ и за считанные минуты превращать пустой лист бумаги в цветы, животных, птиц, поражающих своей красотой и замысловатостью. Дети изготавливают яркие игрушки, поздравительные плоские и объёмные открытки из цветной бумаги, ленточек, проявляя своё творчество и фантазию. Сказочные герои знакомят ребенка с понятиями «добро и зло», «радость и горе», «трусость и геройство». В сказках есть предостережения, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения. Программа предполагает знакомство с основными средствами выразительности: цвет, форма, величина. Дети узнают об архитектуре, архитектурных сооружениях: многоэтажных домах, арках, башнях. Раздел «Элементарные математические представления и графические навыки» предполагает введение и закрепление понятий: количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Дети знакомятся с чертёжным инструментом, условными изображениями линий на чертеже, получают представления о геометрических фигурах, развёртке, создают из них птиц, животных, технику. Таким образом, умственное развитие в программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей, обогащено развивающим содержанием. Ознакомление с миром природы направлено на экологическое воспитание, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы. У детей формируются и элементарные экологические представления.

7. Педагогическая диагностика (Таблица 1)

Педагогическая диагностика проводится 3 раза в год (первичная в сентябре, промежуточная в январе, итоговая в мае).

Цель проведения диагностики:

Выявить уровень развития детей

в области

художественного

конструирования

.

Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера

конструкторской

деятельности, материалов, замысла, способов

изготовления поделки

.

Педагогическая диагностика.

Обследование проводится по следующим направлениям:

Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков.

Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов.

Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники.

Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник.

Методика проведения:

Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми.

На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми.

Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.

По ходу фиксировать: выбор ребёнка-инвалида, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник

Низкий (1 балл)

ребёнок-инвалид видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности

,

не различает детали по форме и величине

,

отсутствует

интерес к восприятию

эстетического

в окружающем

;

эмоциональный отклик

на занятие

возникает только при активном побуждении взрослого

;

низкий уровень заинтересованности в творческой и познавательной деятельности;

ребёнок-инвалид

выполняет практическую работу только при

активной

помощи взрослого;

не достаточно освоены

художественные и

технические навыки и умения

,

плохо

знает

используемые

материалы и инструменты,

не хватает умения пользоваться ими

;

н

е проявляет инициативы

;

и

спытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе

.

Не может объективно оценить свою работу и работу других детей.

Средний (2 балла)

выделяет основные признаки объектов, внешние признаки эмоциональных состояний

с небольшой помощью взрослого

;

эмоциональный отклик по мотивации;

демонстрирует заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности

;

испытывает

некоторые

затруднения в

самостоятельной

практической работе;

не достаточно освоены

художественные и

технические навыки и умения

,

знает

используемые материалы и инструменты,

не

всегда

хватает умения пользоваться ими

;

проявляет инициативу при побуждении взрослого;

у

меет работать в коллективе

, проявляет самостоятельность;

оценка работ не всегда объективна.

Высокий (3 балла)

ребёнок видит средства выразительности:

правильную форму, размер,

выделяет основные признаки объектов, внешние признаки эмоциональных состояний

;

проявляет эмоциональный отклик на занятие;

демонстрирует высок

ую заинтересованность в

познавательной и творческой деятельности

;

вл

адеет основными художественными

и

техническими навыками конструирования

;

передаёт в конструкциях

некоторое сходство с реальным объектом

;

обогащает образ выразительными деталями,

используя разные техники конструирования

;

может объективн

о оценивать свою и чужую работу.

Таблица №1 ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Фамилия, имя ребёнка

Способы конструкторско-модельных действий

Качество выполнения деятельности

интерес к восприятию особенностей предметов

эмоциональный отклик

ребёнок – инвалид видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности

ребёнок-инвалид подбирает детали по размеру, форме, цвету,

.

знает плоскостные и объемные геометрические фигуры, умеет пользоваться ими в процессе конструирования

узнаёт и радуется знакомым образам в сконструированном объекте

основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет.

достаточно ли освоены технические навыки и умения

проявляет самостоятельность

1

2

По итогам обучения по программе обучающие должны знать: правила техники безопасности, способы соединения деталей из различных материалов, технологические приемы выполнения работ;

должны уметь: самостоятельно подбирать материал для моделей, выполнять творческие проекты, анализировать и оценивать соответствие размеров и форм;

должны иметь навык: самостоятельно выполнять задуманное.

8. Учебный план

п/п

Название раздела,

темы

Количество мин

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

«Волшебный мир бумаги».

20

10

10

2

Вводное занятие.

180

Выставка работ по теме: «Чудеса из бумаги»

2.1

Материалы и инструменты

40

20

20

2.2

Знакомство с бумагой

20

5

15

2.3

«Элементарные математические представления и графические навыки».

100

25

75

2.4

Сказочный мир оригами»

80

25

55

2.5

«Чудеса из проволоки».

120

5

15

2.6

Окружающий мир и творчество.

60

5

15

2.7

Кардмейкинг.

80

5

15

3

Конструктор-липучки.

120

Презентациявыставки «Наши работы»

3.1

«Экология».

60

5

15

3.2

Заключительное занятие.

20

итог

740мин

210мин

530мин

9.Учебно-тематическое планирование

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Сентябрь

«Волшебный мир бумаги». Вводное занятие.

Теория: инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Практика: Демонстрация изделий и поделок из бумаги и картона.

«Волшебный мир бумаги». Материалы и инструменты.

Теория: понятия: шаблон, трафарет, аппликация, узоры. Основной фон. Виды аппликации. Виды бумаги и ее производство. Правила работы с бумагой: складывание, поворачивание, сминание, вырезание, склеивания. Знакомство с инструментами: карандаш, ножницы, клей и др. Практика. Рассматривание и обследование предметов с помощью рук.

«Волшебный мир бумаги». Материалы и инструменты.

Теория: понятия: шаблон, трафарет, аппликация, узоры. Основной фон. Виды аппликации. Виды бумаги и ее производство. Правила работы с бумагой: складывание, поворачивание, сминание, вырезание, склеивания. Знакомство с инструментами: карандаш, ножницы, клей и др. Практика: Работа с шаблоном и трафаретом. Изготовление плоской аппликации. Вырезание полос из бумаги. Изготовление поделок из бумажных полос. Накручивание полос на карандаш. Конкурс загадок «Инструменты, бумага, картон, карандаш».

«Волшебный мир бумаги». Знакомство с бумагой

Теория: виды бумаги и ее производство. Практика: просмотр видео «Экскурсия на бумажную фабрику». Экспериментально-исследовательская деятельность (опыты по изучению свойств бумаги разных видов).

Октябрь

«Элементарные математические представления и графические навыки».

Теория. Понятия: чертёжный и измерительный инструмент. Линия сгиба. Симметричные фигуры. Обозначение линии сгиба на чертеже (пунктиром). Счет от 1 до 5. Практика: Вырезание симметричных фигур. Деление и складывание листа бумаги пополам и по частям. Проведение линий сгиба по линейке

«Элементарные математические представления и графические навыки».

Теория: Геометрические фигуры. Представление о множестве («много»), его элементах: цвет, размер, формы. Сравнение двух предметов по величине, длине, ширине, высоте, толщине. Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами: круг, прямоугольник, квадрат, ромб, цилиндр. Практика: Изготовление по замыслу плоской аппликации из основных геометрических фигур (2-4 детали).

«Элементарные математические представления и графические навыки». «Дома бывают разные».

Теория: закреплять знания детей о геометрических, фигурах, представление о множестве («много»), его элементах: цвет, размер, формы. Практика: Изготовление плоскостной аппликации из геометрических фигур

«Элементарные математические представления и графические навыки». «Автомобиль».

Теория: закреплять знания детей о геометрических фигурах, представление о множестве («много»), его элементах: цвет, размер, формы. Практика: Изготовление плоскостной аппликации из геометрических фигур

«Элементарные математические представления и графические навыки». «Зоопарк».

Теория: знакомить детей с окружающей природой, животным миром. Практика: Загадки о животных. Изготовление плоскостной аппликации из геометрических фигур

Ноябрь

«Сказочный мир оригами»

Теория: Понятия: оригами. История оригами. Простейшие базовые формы оригами. Практика: Складывание бумаги путём совмещения сторон и углов. Складывание базовых форм оригами.

«Сказочный мир оригами»

Теория: Приёмы складывания фигурок в технике оригами. Бумажная мозаика. Цветовые гаммы. Практика: Складывание простейших фигурок в технике оригами: рыбка, бабочка, бумажный стакан. Приклеивание к основной форме детали.

«Сказочный мир оригами»

Теория: Приёмы складывания фигурок в технике оригами. Бумажная мозаика. Цветовые гаммы. Практика: Складывание простейших фигурок в технике оригами: флажки, поздравительная открытка, дом и др. Приклеивание к основной форме детали. Составление узоров, применение их для отделки.

«Сказочный мир оригами»

Теория: Приёмы складывания фигурок в технике оригами. Бумажная мозаика. Цветовые гаммы. Практика: Изготовление и составление коллективных работ оригами.

Декабрь

«Чудеса из проволоки».

Теория: Знакомство с новым материалом, его свойствами. Практика: приемы сгибания, скручивания, переплетение и т.д. Свободная тема для поделки.

«Чудеса из проволоки». «Снеговик»

Теория: беседа «Времена года – зима». Практика: загадки о зиме, прослушивание музыки «Времена года. Декабрь» П.И. Чайковского, конструирование снеговика из синельной проволоки.

«Чудеса из проволоки». «Лесная красавица».

Теория: познавательная беседа «Скоро, скоро новый год», техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Практика: изготовление конуса из картона, накручивание проволоки на конус.

«Чудеса из проволоки». «Снежинка».

Теория: вспомнить приемы техники оригами.

Практика: изготовление снежинки из цветной бумаги по показу воспитателя.

Январь

«Чудеса из проволоки». «Обитатели океана».

Теория: Знакомство с обитателями подводного мира, с особенностями внешнего вида осьминога. Продолжать знакомство детей с новым материалом для конструирования - пушистой проволокой. Практика: просмотр мультфильма «Осьминожки», рассматривание иллюстраций с изображениями  осьминога, Конструирование по образцу

«Чудеса из проволоки». «У собачки Жучки хвостик закорючкой».

Теория: Беседа-игра «Домашние помощники». Понятия о домашних животных. Практика: изготовление собачки из синельной пролволоки путем сгибания, скручивания, переплетения.

Окружающий мир и творчество. Времена года

Теория: Понятия: природа, времена года. Условия, необходимые для жизни людей, животных, растений. Природные материалы для оформления работ. Практика: Изготовление аппликации с видами природы, природными явлениями с использованием природного материала (еловые и сосновые шишки, листья из гербария, сухие веточки и т.д.)

Февраль

Окружающий мир и творчество. «Живая природа».

Теория: Домашние и дикие животные, насекомые, птицы, рыбы, растения, цветы. Охрана животных. Практика: Подбор природного материала для изготовления поделок. Игра «На что похожа шишка?».

Окружающий мир и творчество. «Солнышко лучистое».

Теория: Беседа «Хлеб всему голова». Знакомство детей с профессиями людей, выращивающих хлеб. Знакомство с инструментом для работы: клеевой пистолет. Практика: вырезание круга из квадрата (желтая цветная бумага), приклеивание колосков к основе в виде солнца при помощи клеевого пистолета (которым пользуется только взрослый!).

Кардмейкинг.

Теория: Знакомство с новым видом конструирования. Материалы, используемые в кардмейкинге. Практика: просмотр фильма «Стильные штучки».

Кардмейкинг.

Теория: знакомство с техникой «кардмейкинг» (изготовление открыток своими руками).

Практика: рассматривание готовых открыток, изготовление открытки на свободную тему.

Март

Кардмейкинг. «Открытка для мамы»

Теория: беседа « Мамин праздник», рассказы детей о своих мамах. Практика: изготовление открытки при помощи подручных материалов.

Конструктор-липучки

Теория: знакомство с техникой конструирования из липучек. Практика: поделки из конструктора-липучек на свободную тему.

Конструктор-липучки

«Синий, красный, белый»

Теория: Беседа о символах нашей Родины.

Практика: подбор материала по цвету, конструирование флага.

Конструктор-липучки. «Лев-циркач»

Теория: загадки о цирке, просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация».

Практика: составлять фигуру льва по рисунку.

Апрель

Конструктор-липучки. «Медвежонок»

Теория: беседа «Кто живет в лесу». Практика: составлять фигуру медвежонка по рисунку.

Конструктор-липучки. «Ракета».

Теория: беседа «День космонавтики».

Практика: Игра «Я лечу в космос»конструирование ракеты из конструктора-липучек.

Конструктор-липучки. «Робот».

Теория: Вопросы-викторина по теме «Робот», рассматривание картинок с роботами.

Практика: изготовление фигуры робота по картинке.

«Чудеса из проволоки». «Паучок»

Теория: Беседа о насекомых, паучках. Практика: Пальчиковая гимнастика «Паучок», конструирование паучка из синельной проволоки.

«Экология». «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Теория. Понятия: бросовый материал, экология. Технология изготовления игрушек с использованием пластикового стакана, бумажной втулки и другого бросового материала. Практика: изготовление объемной аппликации из бумажной втулки.

Май

Кардмейкинг. Открытка «День победы».

Теория: беседа «Этот день Победы» (воспитание патриотических чувств у детей, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны). Практика: изготовление поздравительной открытки к Дню Победы в технике кардмейкинг..

«Экология». «Зайки пляшут на полянке».

Теория: расширять знания детей об окружающем мире, о диких животных родного края. Практика: загадки о животных, чтение рассказа Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», конструирование по образцу зайчиков из баночек из-под йогурта.

«Экология». «Гусеница».

Теория: продолжать формировать знания детей по технологии изготовления насекомых из бросового материала.

Практика: рассмотреть картинки с гусеницами, повторить название некоторых из них, раскрасить ячейки из-под яиц и с помощью декоративной проволоки и пластилина сконструировать по образцу поделку

Заключительное занятие. Наши творческие работы

Презентация выставки «Наши работы»

10. Календарный учебно-тематический план

п/п

Месяц

Дата

Время

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

сентябрь

03

11.00-11.20

групповая

20 мин

«Волшебный мир бумаги». Вводное занятие.

групповая комната

Игра-викторина «Бумажная страна»

10

15.40-16.00.

групповая

20 мин

«Волшебный мир бумаги». Материалы и инструменты.

17

15.40-16.00.

подгрупповая

20 мин

«Волшебный мир бумаги». Материалы и инструменты.

групповая комната

24

15.40-16.00.

подгрупповая

20 мин

«Волшебный мир бумаги». Знакомство с бумагой

групповая комната

2

октябрь

1

15.40-16.00.

подгрупповая

20 мин

«Элементарные математические представления и графические навыки».

групповая комната

Конкурс-выставка домашних работ «Это мой дом»

8

15.40-16.00.

подгрупповая

20 мин

«Элементарные математические представления и графические навыки».

групповая комната

15

15.40-16.00.

подгрупповая

20 мин

«Элементарные математические представления и графические навыки». «Дома бывают разные».

групповая комната

22

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

«Элементарные математические представления и графические навыки». «Автомобиль».

групповая комната

29

15.40-16.00

подгруп-повая

20 мин

«Элементарные математические представления и графические навыки» «Зоопарк».

3.

ноябрь

5

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

«Сказочный мир оригами»

групповая комната

Конкурс по оригами «Бумажные разности»

12

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

«Сказочный мир оригами»

групповая комната

19

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

«Сказочный мир оригами»

групповая комната

26

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

«Сказочный мир оригами»

групповая комната

4.

декабрь

3

10.30.-10.50

групповая

20 мин

«Чудеса из проволоки».

территория учереждения

Новогодние украшения для нашей елочки

10

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

«Чудеса из проволоки». «Снеговик»

групповая комната

17

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

«Чудеса из проволоки». «Лесная красавица».

групповая комната

24

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

«Чудеса из проволоки». «Снежинка».

групповая комната

5.

январь

14

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

«Чудеса из проволоки». «Обитатели океана».

групповая комната

Выставка поделок «Зимняя сказка»

21

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

«Чудеса из проволоки». «У собачки Жучки хвостик закорючкой».

групповая комната

28

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Окружающий мир и творчество. Времена года. Зима

групповая комната

6.

февраль

4

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Окружающий мир и творчество. «Живая природа».

групповая комната

Игра-викторина «Загадай загадку»

11

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Окружающий мир и творчество. «Солнышко лучистое».

групповая комната

18

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Кардмейкинг.

групповая комната

25

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Кардмейкинг.

групповая комната

7.

март

4

11.00-11.20

групповая

20 мин

Кардмейкинг. «Открытка для мамы»

Территория учереждения

Игра-беседа «Что я маме подарю»

11

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Конструктор-липучки

групповая комната

18

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Конструктор-липучки

«Синий, красный, белый»

групповая комната

25

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Конструктор-липучки. «Лев-циркач»

групповая комната

8.

апрель

1

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Конструктор-липучки. «Медвежонок»

групповая комната

Выставка поделок «Братья наши меньшие»

8

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Конструктор-липучки. «Ракета».

групповая комната

15

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Конструктор-липучки. «Робот».

групповая комната

22

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

«Чудеса из проволоки». «Паучок»

групповая комната

29

«Чудеса из проволоки». «Паучок»

9.

май

6

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Тема: «Салют».

Техники: Акварель, восковые мелки

групповая комната

Презентация выставки «Наши работы»

13

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Тема: «Смешной человечек».

Техники: оттиск пробкой

групповая комната

20

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Тема: «Носит одуванчик желтый сарафанчик».

Техника: метод тычка жесткой полусухой кистью.

групповая комната

27

15.40-16.00

подгруп-

повая

20 мин

Изготовление плаката «Цветочная поляна» (коллективная работа)

групповая комната

11. Заключение.

Работа по данной программе даёт положительную динамику в развитии у детей навыков.

Использование конструирования дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей.

В конструировании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.

Дети уже в первый год знакомства с художественным конструированием учатся проявлять творческую активность, умело пользоваться материалами и инструментами в дальнейшем более уверенно.

В целом, если работа ведётся планомерно, в системе с другими занятиями, в подгрупповой и индивидуальной деятельности, во взаимодействии с родителями, тогда решаются такие задачи как:

Раскрытие важных сторон развития ребёнка;

Оказание квалифицированной помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей;

Повышение самооценки родителей.

Список литературы

Артамонова Е.В. Само

делки из природных материалов. Москва,

Эксмо

,

2005.

Амок

ов

В.Б. Искусство аппликации. Москва,

Школьная пресса, 2002.

Богатеева

З.

А. Чудесные поделки из бумаги. Москва,

Просвещение, 2004.

Иванова Л.В. Украшения для вашего дома своими

руками. (Сказочное рукоделие). Ярославль,

Академия развития, 2011.

Гаврилова А. Фигурное вырезание из б

умаги. Ростов – на – Дону. Москва, РИПОЛ классик,

2012.

Зивальд

М. Уроки детского творчества. Москва, Детство, 2002.

Копцев

В.П. Учим детей чувствовать и

содавать

прекрасное

.

Ярославть

, Академия развития, 2001.

Лындина

Ю.С. Культура и традиции, 2003,.

Свешникова Т.А. Природные материалы. Москва, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

Тойбнер

А.

Цветы для любимой мамочки.

Астрель

, 2008.

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/;

www.ped-kopilka.ru;

www.passionforum.ru.

http://www.maam.ru http://prostodelkino.com