Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 
?Детский сад г. Новосокольники? 






Конспект  занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: 
  ?Чудо-хохлома? 
(пластилинография)







Выполнила:
Воспитатель высшей
квалификационной
категории Захарова Н.И.



Ноябрь 2023 г.


Цель: изготовление изделий ?чудо-хохлома? в технике пластилинография.
Задачи:
Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.
Учить оформлять плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике ?пластилинография?.
Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.  Развивать  восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность к красоте
Развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Методы и приёмы:
- Наглядный (образец готовой работы, образцы посуды, иллюстрации с элементами хохломской росписи, презентация).
- Словесный (художественное слово, рассказ педагога).
- Практический (самостоятельное выполнение работы).
Материал для занятия:
шаблон ложки  и кружки на плотном картоне красного и чёрного , жёлтого (золотого) цвета.
набор пластилина (чёрный, жёлтый, красный, зелёный, белый),
образцы изделий хохломы и образец готовой работы, стека, салфетка.
видеопрезентация ?Чудо-хохлома?







Установление эмоционально-положительного фона












































Учить детей внимательно слушать.



























Учить детей внимательно и заинтересованно слушать рассказы.



















































































































Развивать мелкую моторику рук




Умение лепить  нетрадиционной техникой (пластилинография)























Рефлексия












I Организационный момент
-?Здравствуйте, ребята! С самого утра  я очень ждала встречи с вами.
-А вы радовались когда шли в детский сад?
Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Рада  всех вас видеть я!

Ребята сегодня у нас у нас гости, давайте с ними поздороваемся! Они пришли к нам, потому что у нас проходит ярмарка.
Мы сегодня находимся в мире красоты, добра, в мире удивительных творений народных умельцев. 

II Формирование мотивации

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
 А вы знаете, что это такое? 
Ярмарка — это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. На ярмарку приезжали что-нибудь купить или продать свой товар. Ярмарка – это всегда праздник, поэтому на ярмарку всегда надевали праздничные наряды, чтобы себя показать и других посмотреть. На ярмарке всегда много разнообразных товаров на любой вкус. Каждый мастер расхваливает свои изделия, а особенно старается продавец чудо-посуды, которая переливается на солнце, будто золотая:

На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золочёные, узоры кручёные!
Налетайте, налетайте,
Покупайте, покупайте!
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
И действительно, ребята, посмотрите, как хороша посуда, украшенная хохломской росписью (демонстрирует посуду). 
А хотели бы вы узнать, где родилась эта роспись? Итак, слушайте, смотрите.
Презентация ?Чудо-хохлома?
В старину люди ели из деревянной посуды. А в торговом селе Хохлома Нижегородского Заволжья искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали её красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду уже более трехсот лет. Все также много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьётся, кружится травка-былинка, а из неё выглядывает ягодка: смородина, рябина, малина и клубника, или диковинные цветы. Рисовали Хохлому красными, зелёными, чёрными и золотистыми красками, иногда добавляли коричневый и оранжевый. Глаз не отвести от яркой хохломской посуды!
Как волшебница – жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши,
А ярмарка в самом разгаре, вот уже и песни слышны, а веселые Петрушки зазывают народ покататься на карусели.
 III  Физкультминутка 
Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели
(дети начинают медленно двигаться)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом
(темп речи и движения ускоряется)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали,
Тише, тише, не спешите.
(темп замедляется)
Карусель ос-та-но-ви-те.
(все остановились)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.



IV Практическая часть.
Вот и мы с вами  на ярмарке, повеселились.  А  давайте на ярмарку привезём хохломскую ложку или кружку. Но распишем мы её не красками, а при помощи пластилина.
Этапы выполнения работы
Перед началом работы повторяем элементы узора хохломской росписи. 
Завиток. Раскатать тонкую колбаску из желтого пластилина, одним концом прикрепить и постепенно заворачивая другой край колбаски по кругу.
Листики. Раскатать зеленую колбаску, нарезать ее на равные части, сплющить у каждой кончики с обеих сторон, закрепить на поверхности, прижав к основе. При помощи стеки нарисовать на листиках прожилки.
Клубника. Раскатать шарик красного цвета, слегка нажать на него, чтобы получилась лепёшечка, слегка сплющить ягоду с одной стороны. Раскатать тонкие колбаски из зелёного пластилина, разделить стекой на три части выложить на широкой части ягоды чашелистики. Накатать очень маленькие желтые горошины— семена, произвольно раскидать по ягодке.
Цветы. Из белого пластилина раскатать колбаску, разделить её на пять частей, из которых накатать шарики. Расположить лепестки-шарики в серединке, слегка расплющивая на поверхности. Серединку потом заполнить жёлтым шариком.
Дети рассаживаются за столы.
А перед началом работы давайте проведём небольшую гимнастику.  

V Нейрогимнастика 

Проводим пальчиками правой и левой руки по завиткам.
- Дети, закройте глаза, положите руки на кусок пластилина, сделайте два глубоких вдоха, подружитесь с рабочим материалом.
- Откройте глаза и приступайте к работе
Самостоятельное выполнение работы
Возьмём  цветную картонную заготовку.
Приступаем к формированию листиков. Раскатываем колбаску зелёного цвета.
Заостряем с обеих сторон и сплющиваем.
Делаем три листочка и располагаем согласно композиции.
Формируем два одинаковых шарика из красного пластилина.
Сплющиваем и заостряем нижнюю часть.
Располагаем на заготовке.
Приступаем к формированию цветочка. Для этого раскатываем колбаску из белого пластилина.
Делим её на пять равных частей. Катаем шарики.
Располагаем на ложке, формируя цветок.
Сплющиваем, вдавливая в поверхность.
Оформляем серединку цветочка жёлтым цветом.
Отрезаем маленькие кусочки жёлтого пластилина, формируем тонкие колбаски-жгутики.
Скручиваем жгутики, располагая на поверхности согласно композиции или произвольно.
Располагаем по всей поверхности из тонких жгутиков завиточки.
С помощью тонких колбасок украшаем верхнюю часть ложки.
?Оживляем? композицию, нанося прожилки на листиках.
Также при помощи горошинок желтого (белого) цвета в произвольном порядке располагаем семена.
 Наша ?Чудо-хохлома? готова!!!
VI Итоги
У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы, выполненное необычным способом. Думаю, что ваши работы тоже  будут пользоваться спросом на ярмарке. 

Но возвращаются обычно с ярмарки не с пустыми руками, а с товарами и подарками. Угощение детей пряниками.

Спасибо вам, ребята!


Здравствуйте!

Да












Звуки ярмарки








































Да


























 


















Повторяют движения за воспитателем

















Разные виды ягод, листья разной формы, декоративные цветы, завиток, травинки.











































Звук (Фон)




























.