Конспект занятия кружка «Абашевская игрушка"
Тема занятия: "Роспись абашевской игрушки"
Автор: Лапушкина Н.П.,воспитатель ГБУСО ПО "Спасский центр помощи детям,оставшимся без попечения родителей"
Цели:
Обучить детей технике выполнения росписи абашевской игрушки;
развивать эстетический вкус, художественное восприятие;
воспитывать у детей интерес к русской культуре и народному творчеству.
Методические приемы:
рассматривание игрушек, беседа, рассказ, использование компьютерных технологий.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Приглашаем вас в нашу Творческую мастерскую "Страну Волшебных мастеров". У нас здесь нет места скуке, безделью, лени. Вы увидите, как работают наши юные умельцы!
Мастер: Прежде чем мы приступим к нашей работе, я хочу узнать, с каким настроением вы пожаловали на наше занятие, и прошу ребят, а также и наших дорогих гостей выбрать жетончики настроения.
Стихотворение
Чудо звери, чудо - птицы
Скачут, прыгают, поют,
Рядом барыни неспешно,
Словно с ярмарки идут.
Здесь от ярких красок пестро,
Здесь фантазии полет!
Мастер с глиною колдует,
В руки он комок берет,
Разминает, греет, лепит.
И из-под волшебных рук
Птица - модница возникла,
Рядом с ней запел петух.
И пространству стало тесно
В этой ауре добра;
Ведь игрушка - это детство,
Радость, свет и красота!
Слайды
Музыка
Мастер:
Ребята, какие игрушки описываются в стихотворении?
Ответы детей: яркие, сказочные.
Мастер:
Что помогает сделать игрушки яркими, сказочными?
Ответы детей: краски, роспись.
Мастер:
Правильно. Сегодня мы поговорим о том, как нужно расписывать игрушки, чтобы они стали яркими, сказочными, чтобы они заиграли.
Ребята, мы с вами познакомимся с росписью декоративной глиняной игрушки. Мы станем народными умельцами и будем расписывать игрушки. Делать их яркими, нарядными.
Я расскажу вам об особенностях росписи абашевской игрушки.
Рассказ мастера:
Такую игрушку легко узнать среди других! Она родилась на нашей Пензенской земле.
Традиционные образы абашевских игрушек — птицы и животные…. Олень и козел,собака, баран, петух.
Абашевские животные очень горделивы. И им есть чем гордиться: головы козлов, оленей, баранов украшают большие, красиво изогнутые рога, кудрявые челки, узорчатые бороды и гривы.
Такие игрушки создаются на радость взрослым и на потеху детям.
Возьмите в руки свои игрушки, которые вы сделали на прошлом занятии. Обратите внимание, абашевские животные имеют длинные туловища, широко расставленные ноги, у них длинная, пластично изогнутая шея, тщательно вылепленная головка и большие глаза-углубления.
Абашевская глиняная игрушка очень выразительна и пластична. Раскрашены игрушки глухими, не блестящими эмалями, а детали сверкают бронзой и серебром. Расписана абашевская игрушка полностью, без орнамента. Вся поверхность игрушки покрыта сплошь однотонной эмалевой краской. Цветовая гамма ее — от синего, зеленого, желтого до всех оттенков красного.
Изделие покрывается сплошной яркой краской, а затем оживляется золотыми и серебряными мазками, «оживками». уши, рога, мордочка глиняного животного или петушиный гребешок, шея курицы тронуты бронзой, алюминиевым « серебром», краской другого цвета. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер.
Абашевская игрушка бывает двух видов: глазурованная и с холодной росписью. Небольших и довольно крупных размеров всадники, олени, петухи, утки, дамы в шляпах с вдавленными насечками и политые зеленой или коричневой поливой, другие же раскрашены масляной краской и золотым и серебряным порошком.
Презентация в течение рассказа
Загадка
Ду-ду-ду, да-да-да
так свистят они всегда,
Ни палочка, ни дудочка
А что это?
(свистулечка)
С бородой, а не мужик,
С рогами, а не бык.
Бородой трясёт,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт.
(козёл)
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает
(собака)
Мастер:
Правильно, ребята!
2. Практическая часть занятия.
(Мастер садится работать с детьми)
Дети надевают фартук, нарукавники, садятся за столы и начинают работу. На столах уже находится весь материал для работы по росписи игрушек. Мастер:
Ну что ж, ребята, давайте оживим наши игрушки, сделаем их нарядными.
Предлагаю взять дощечки и начать расписывать игрушки.
(дети расписывают)
Физкультминутка
В этой студии друзья
Вы ведь трудитесь не зря
А теперь немного отдохнем
Все ладошки разомнем
Встают все:
Повторяем все за мной
На Руси умельцы жили (руки в бока)
И игрушки мастерили (повороты влево, вправо)
Для здоровья, для порядку (руки вперед, потрясти кисти)
Вместе делаем зарядку (вращение головой вокруг влево, вправо)
Раз присели, два присели, за работу тихо сели.
Мастер:
Ну вот, ребята, мы и расписали наши игрушки, оживили их. Какие же они получились у вас?
(ответы ребят)
Мастер:
-А где могут жить эти игрушки?
Ответы ребят: в сказочной стране.
Мастер:
-А как вы представляете сказочную страну?
Ответы детей: Леса, горы, поля, луга, сказочные звери,
Мастер:
Ребята, давайте заселим нашу сказочную страну.
(расставляем игрушки)
Мастер:
А теперь, ребята и гости, обратимся снова к нашим жетончикам настроения, захотелось ли вам их поменять, или вы бы хотели взять еще один дополнительный? Понравилось ли вам это занятие? Что узнали нового? Посмотрим, с каким настроением мы покидаем нашу страну волшебных мастеров.