Воспитатель Гришина В.Н.
Окружающий социальный мир
Коррекционное занятие на тему «Отделы магазина».
Цель: расширение представления детей об отделах магазина, товарах.
Задачи: Коррекционно-образовательные: развивать умение различать виды товаров и отделы магазинов. Коррекционно-развивающие: развивать умение обобщать и квалифицировать виды товаров, развивать операцию мышления и классификации через д/и «Что можно купить за деньги?», д/игра с карточками «В каком отделе это продаётся?», «В каком отделе магазина продаётся?». Коррекционно–воспитательные: развивать умение самостоятельно планировать свою деятельность через д/и «Покупки в магазине по списку», прививать умение общаться в ходе сюжетно-ролевой игры «Покупка в магазине».
Методы обучения: объяснительно- наглядный, словесный, объяснение с практическим закреплением, практическая работа, словесные (рассказ-беседа); наглядные (сюжетные изображения).
Оборудование: кейс «Магазин», имитация витрин магазина с разными отделами; карточки с изображениями продающихся товаров; атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», таблички-названия отделов магазина, мячики для нейроигры.
Ход занятия.
1.Приветствие. Стихотворение с движениями в кругу (стоя).
-Здравствуй, друг! (жмут друг другу руку)
-Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)
-Где ты был? (осторожно треплют друг друга за ухо)
-Я скучал! (сложить руки на груди)
-Ты пришёл! (разводят руки в стороны)
-Хорошо! (обнимаются).
Девочки, у нас на уроке гости. Поэтому поприветствуем и наших гостей улыбками.
2.Работа с коммуникативной доской (дети сидят на стульях около коммуникативной доски).
Повторяем по календарю дату, день недели, время года.
- Какое сегодня число? (Сегодня …)
- Какой сейчас месяц? (Сейчас …)
- Какой сегодня день недели? (Сегодня …)
-Какое время года сейчас? (Сейчас.. )
- Назовите осенние месяцы? (Осенние месяцы..)
Воспитатель: Прежде чем мы пройдём в класс и продолжим занятие. Давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать на занятии? (Показ карточек).
Ответ детей: Не перебивать друг друга. Не кричать на занятии, ждать своей очереди при ответе. Если что-то непонятно, поднять руку и спросить воспитателя.
План занятия.
Вывешивается на магнитную доску план занятия. Идет работа с ним на протяжении всего занятия.
Приветствие.
Работа с
коммуникативной
доской.
Индивидуальное задание (работа с пазлами). Объявление новой темы.
Беседа.
Поиграем.
Физкультминутка (
нейроигра
с мячами в парах
).
Практическое занятие (сюжетно-ролевая игра «Покупка товаров по списку»).
Итог занятия.
Смайлики.
3.Актуализация знаний.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы будем путешествовать. Куда, вы скажете сами после выполнения следующего задания.
- На столе лежат конверты с вашей фамилией и именем. Возьмите Ваш конверт, достаньте всё содержимое и соберите пазл (дети подходят к столу и сами находят свой конверт, где написано их имя и фамилия, собирают пазл, каждому ребенку своя разрезанная картинка). Один конверт без имени и фамилии, кто из детей первый соберёт свой пазл, тот соберёт лишний.
4.Объявление новой темы. Беседа.
1.Воспитатель: (первую картинку рассматриваем Василины, где изображён магазин). Что такое магазин? (помещение, в котором осуществляется торговля). Вывешивается слово на доску МАГАЗИН.
Воспитатель: Правильно, это то место, где люди совершают покупки.
Тема нашего занятия «Отделы магазина» (записано на доске).
- Кто работает в магазине? (ПРОДАВЕЦ, КАССИР).
- Что делает продавец? (человек, который помогает выбрать товар. Вывешивается картинка и слово ПРОДАВЕЦ).
- Что делает кассир? (он пробивает чек и берёт с покупателей деньги за товар. Вывешивается картинка и слово КАССИР).
- Как называют людей, которые что-то покупают? (ПОКУПАТЕЛЬ -вывешивается слово и картинка покупателей)
- Что делает покупатель? (выбирает, покупает).
2.Воспитатель: Что изображено на других картинках, которые вы собрали? (девочки по очереди рассказывают. На них изображены различные отделы магазина: хлебный, мясной, молочный, фруктово-овощной, рыбный, напитки).
-Что такое отдел магазина? (отдел - место, отведенное для группы товаров).
Воспитатель вывешивает слово ОТДЕЛ на доску.
-Повторите, пожалуйста, ещё раз какие отделы мы с вами собрали?
-А что лежит на полках отделов в магазине? Вы узнаете, отгадав загадку.
Угадай, как-то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто… (Товар.)
- Что такое товар? (это все то, что продается в магазине. Вывешивается слово ТОВАР).
Д/игра «Что можно купить за деньги?». «Что нельзя купить за деньги?» (работа в группах по 3 человека. Одной группе выдается листок «Что можно купить за деньги?», другой «Что нельзя купить за деньги?», посередине карточки, дети должны распределить правильно карточки на листке и прилепить их. Один ребёнок выходит к доске и рассказывает от всей группы). Обсуждение.
1 группа-Надя, Саша, Наташа.
2 группа- Василина, Виола., Маша.
5. Д/игра с карточками «В каком отделе магазина продаётся?».
Сейчас мы проверим, как вы знаете какие продукты должны продаваться в этом или ином отделе. Игра называется: «В каком отделе магазина продаётся?». На доске висят карточки с названием отделов магазина, вы должны выбрать товар, который находится у меня в руке и определить его в соответствующий отдел магазина .( По одному объясняют в какой отдел они отнесут и почему.)
Молодцы вы отлично справились с этим заданием!
6.Физкультурная минутка (нейроигра).
Нейроигра с мячом в парах (5 упражнений с мячиком). Главное условие- делать упражнение одновременно. Каждое по 5 раз.
7. Практическое задание. «Покупка в магазине по списку»
Наше путешествие по магазину закончится покупками.
Воспитатель: Сейчас мы с вами пойдём в магазин за покупками (сюжетно – ролевая игра «Покупки в магазине» (сделать зоны с отделами: мясной, хлебный, рыбный, молочный, овощи-фрукты).
Инструкция: перед походом в магазин целесообразно составить список покупок. Но я вам упрощу задание, дам готовый список.
- Я приготовила вам списки, возьмите их на столе, внимательно прочитайте или посмотрите, подумайте, в каких отделах вы будете совершать покупки. Если у вас возникнут трудности с выбором товаров или со списком покупок, то к вашим услугам продавец-консультант Валентина Николаевна (воспитатель).
Списки в зависимости от уровня детей: детям, которые читают- письменный, детям, которые не читают- список-рисунок. Вы должны будете по списку выбрать отдел и собрать товар в корзину по списку. Отчитаться (что было трудным, а что было легким).
8.Итог. Закрепление. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Воспитатель: Над какой темой мы работали сегодня на занятии?
• Чему мы научились?
• Что узнали нового?
• Где вам пригодятся знания, полученные на занятии?
Упражнение «Эмоции»
Какое у вас сейчас настроение, покажите это, показав смайлик (дети показывают смайлики.
-Почему?
- Я рада, что у вас отличное настроение, молодцы, девочки!!!
Похвала детей за работу.
Использованная литература.
Кудрина С.В. Формы организации учебной и внеклассной работы в коррекционной школе. Учебно-методическое пособие. СПб: изд-во РГПУ
им.А.И.Герцена
, 2008, 245 с.
Попова, И. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ / И. Г. Попова, Е. Г. Михайлова. Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 53-56.
Интернет – ресурсы:
загадки о еде и продуктах питания
https://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/zagadki-o-ede-i-produktah-pitanija-dlja-detei-5-7-let-s-otvetami.html
картинки продукты питания
https://orechi.ru/razvitie-rechi/produkty-pitaniya-kartinki-dlya-detej
Маллер
А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учеб.- методическое пособие. – Самара: современные образовательные технологии, 2010
Субчева
В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 7 класс. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2014. Миронюк З.Н.,
Ивершина
Н.А. Социально-бытовая ориентировка. 6 класс.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллект.:
програмно
-методические материалы/ под ред. И.М.
Бгажноковой
. - М.
Гуманитар
. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181с.