Технологическая карта мероприятия
ФИО участника
Валишева Елена Геннадьевна
Название/тема /форма работы
занятие по формированию финансовой грамотности «Семейный бюджет»
Возрастная группа дошкольников
подготовительная к школе группа
Формируемая компетенция
-осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно,бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам.
Инновационная технология
ИКТ с использованием интерактивных игр «Интерактивная мозаика»
Ход мероприятия
I. Орг. момент.
Станем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу,
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день» -
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся,
- Доброе утро!
II. Основная часть.
Воспитатель:
Послушайте загадку:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»
Совершенно верно — «деньги»
А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).
Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
Денежные купюры еще называют банкнотами.
Воспитатель: Купюры или банкноты — это бумажные деньги. А как называются металлические деньги? (Монеты)
Игра с интерактивной мозаикой «Найди лишние купюры» слайд 2
Воспитатель: Молодцы! Справились! Купюра – бумажная и называется она — банкнота, а монета – металлическая.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда берутся деньги в семье?
Дети: мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;
-бабушка и дедушка получают пенсию;
-старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.
Воспитатель: Это и составляет доход семьи. Доход — это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Воспитатель: Предлагаю послушать вам стишок. А вы мне ответите про что он.
«Маму в магазин провожает сын,
Три копейки ей даёт: Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
Скажите про что это стихотворение, правильно ли поступает мальчик?
Дети: Про деньги и игрушки.
Воспитатель: Почему? Что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость. Дети должны знать, что не надо просто так тратить деньги.
Деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей, называется расходом.
Игра с интерактивной мозаикой «Доходы и расходы семьи» слайд 3,4
Физминутка:
Будем денежки считать. Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте).
Будем денежки считать. Один, два, три, четыре, пять (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Один и два оплатим дом, дом в котором мы живём. (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Третья монета одежду купить (отгибаем средний палец).
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец).
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем).
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы).
Интерактивная игра «Что нельзя купить за деньги?» слайд 5
Воспитатель: Но случаются так, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает. Что нужно делать, если денег не хватает?
Дети: Экономить.
Воспитатель: Как сэкономить? На чём можно экономить семейные деньги? (Рассуждают, делают выводы). Слайд 6
1. Экономим на коммунальных услугах.
Можно ли сэкономить на коммунальных услугах? На какой части? На воде и электричестве. Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги.
2. Экономим на сладостях.
- Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег.
3. Бережно относимся к вещам.
- Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового. Ремонт одежды, обуви своими руками.
4. Экономим на транспорте.
- Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.
5. Внимательно изучаем цены в магазинах.
- Покупка более дешёвых продуктов или продуктов по различным акциям в магазине.
6. Ведение домашнего приусадебного участка.
- Заготовка на зиму картошки, лука, свеклы, квашеной капусты, мяса, солений, варенья, маринованных овощей.
- Планировать и совместно обсуждать крупные покупки.
Воспитатель: Ребята, у нас у каждого есть какие - то свои потребности. Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности — это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Внимание на экран!
Интерактивная игра «Хочу и надо»
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет? Семейный бюджет — это доходы и расходы семьи.
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня вместе попытаемся распределить семейный бюджет и поиграем в игру. Перед вами на столах схема потребностей и заработанные монеты, (у каждой команды схемы разные).
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
III. Итог деятельности
А теперь необходимо посчитать доход и расход. Сколько денег удалось вам сегодня сэкономить?
Что нового узнали?
Чему вы сегодня научились?
В заключении хочу дать совет: правильно распределяйте свой бюджет, будьте экономны, не расточительны, умейте овладевать своими чувствами: «хочу», но «не могу», не надо, подождет.
Приложение