Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Тема: «Каменный уголь, его свойства»

Воспитатель: Слепцова Елена Юрьевна

Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).

Форма проведения занятия:

Цель: ознакомление детей со свойствами каменного угля и добычей его в Амурской области.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами каменного угля с его месторождением и добычей в Амурской области.

Закреп

и

ть умения обследовать предметы, называть их свойства и особенности.

Развивать сенсорные ощущения.

Воспитывать интерес к опытнической деятельности, к явлениям неживой природы.

Виды деятельности: коммуникативная (ответы на поисковые вопросы, стимулирующих процесс мышления), познавательно-исследовательская (опыты), игровая (интерактивная игра «Лаболотория»).

Оборудование: Посылка с каменным углем, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, салфетки, лупа, презентация «Каменный уголь», шапочки, фартуки и нарукавники, мольберт с карточками для фиксации результатов опытов.

Технологическая карта:

Этапы (последовательность)

деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия детей

Мотивационно-ориентировочный

- Ребята, смотрите кто к нам пришел! Эколенок Шалун принес посылочку и записку, хотите узнать, что в ней?

- Давайте прочитаем, что написано в записке: «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы знаем, что вы много знаете о природе. Вот и решили отправить вам посылку с предметами неживой природы. Вам необходимо выбрать особенный предмет и изучить его свойства. А что это за предмет вы узнаете, отгадав загадку. Желаем вам удачи. Эколята»

Показывает игрушку эколёнка Шалуна, посылку, просит детей помочь открыть посылку, читает записку.

Здороваются с эколёнком, помогают распаковать посылку, слушают задание, обсуждают как можно изучать свойства предмета

Основная часть

Рассматривание, беседа, рассказ с опорой на наглядность

Загадка: Чёрный и блестящий, я самый настоящий волшебник, чародей, я нужен для печей. В печах переливаюсь золотистым цветом, в морозы я стараюсь дома нагреть как летом

- Догадались о каком камне идёт речь? Почему вы так думаете?

Шалун приготовил для вас рассказ про каменный уголь. Хотите его послушать? «Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров». Вот так образовался уголь.

Демонстрирует слайды, рассказывает о происхождении угля

Отгадывают загадку, объясняют, почему так думают.

Выбирают из всех камней в посылке уголь.

Рассматривают иллюстрации на слайдах, слушают рассказ.

Игровая ситуация

Ребята, нам Шалун предлагает изучить свойства каменного угля, а кто из вас знает, как называются люди,

которые всё изучают? Да, правильно, учёные. Вот я вам сегодня предлагаю немного побыть учёными. Для того, чтобы попасть в «детскую научную лабораторию» нужно всем надеть шапочки и нарукавники. Пройдите к столу, займите своё рабочее место, рассмотрите, что есть на ваших столах в лаборатории.

Шалун вам напоминает, что при исследовании предметов, необходимо соблюдать правила:

- быть внимательны, слушать инструкцию,

- выполнять действия аккуратно,

- не мешать соседям.

Чтобы вы все могли аккуратно и точно провести исследовательскую работу, шалун предлагает размять руки. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику:

Много есть профессий знатных, оединять поочерёдно пальцы правой руки с большим)

И полезных, и приятных. оединять поочерёдно пальцы левой руки с большим)

Повар, врач, маляр, учитель, продавец, шахтёр, строитель… (последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)

Сразу всех не называю, жимать и разжимать кулачки)

Вам продолжить предлагаю. ытянуть руки вперёд ладонями вверх)

Помогает детям переодеться, занять места за рабочими столами, сама переодевается, занимает место за столом для опытов

Произносит текст и показывает движения

Переодеваются, проходят к столам, рассматривают оборудование

Повторяют слова, выполняют движения

Интерактивная игра

Ребята мы с вами будем изучать свойства угля и фиксировать результаты наших исследований на доске с помощью обозначений.

Опыт 1

Рассмотрите уголь. Потрогайте его. Какой он по цвету. Посмотрите на руки. Они выпачкались. Что можно сказать?

Кто сможет найти и занести в результаты исследований, картинку, изображающую это свойство угля?

Опыт 2

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы определить, каменный уголь хрупкий или прочный? Давайте я ударю по нему молотком и мы посмотрим, что будет?

Что произошло? (да, он рассыпался)

- Давайте сделаем вывод: каменный уголь прочный, но не настолько, как например мрамор, и от удара он рассыпается.

ак называется это свойство? Какой он?

Опыт 3

- А сейчас мы с вами будет работать с лупами. Найдите на ваших столах лупы. Кто знает, для чего нужен этот прибор? Как мы будем пользоваться лупой?

Правильно подносить лупу к предмету и отодвигая или приближая можно хорошо рассмотреть предмет.

Возьмите в руки кусочек угля и рассмотрите его через лупу. И расскажите, какой он?

Опыт 4

- Уважаемые коллеги, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте сделаем это. Пододвиньте к себе стаканы с водой.

- Что происходит с углём?

Если уголь утонул, значит каким свойством он обладает? (лёгкий или тяжёлый?). Давайте обозначим это свойство на доске.

- Что ещё вы видите? Вода как-то изменилась? Почему пошли пузырьки? Что это такое? Значит, какой вывод можно сделать? Правильно, в каждом предмете есть воздух, а в пористых больше. При опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.

- А как вы думаете, уголь растворяется?

Опыт 5

- Возьмите палочки и помешайте. Сделайте вывод. Да, уголь не растворяется. Обозначьте это свойство угля.

Опыт 6

- Как вы думаете, что же будет, если мы подожжём уголь? Давайте попробуем его поджечь и увидим, как уголь горит. Огонь очень опасен, огнём можно пользоваться только взрослы, поэтому, позвольте мне этот опыт провести самой, а вы внимательно наблюдайте.
Для этого в лаборатории используем сухое горючее. Здесь надо соблюдать правила безопасности: работать с огнём надо очень осторожно. Ребята, а чем же мне взять кусочек угля, чтобы не обжечься? Я возьму уголь железными щипцами.

-Что происходит с каменным углем? А если поджечь листочек бумаги что будет?

Листочек быстро сгорел, поднесите руку к сгоревшей бумаге, вы чувствуете тепло? Значит мы можем сделать вывод, что при горении бумаги выделяется сколько тепла?

- Может быть уголь не загорается потому что камни не горят?

- Давайте попробуем поместить уголь над спиртовой горелкой.

- Расскажите, что вы видите?

Я уже чувствую жар, сейчас я поднесу к вам тлеющий кусочек угля, осторожно проведите над ним рукой, почувствуете вы тепло?

Почему же горит уголь? Мы же с вами говорили, что он появился из дерева. А дерево горит?
Горение – самое главное свойство угля! Ставим на доску знак – символ. Так для чего же нужен каменный уголь?

Даёт инструкции к выполнению опытов, задаёт побуждающие вопросы

Предлагает ребёнку выбрать картинку, поместить на доске.

Воспитатель молотком ударяет по каменному углю, задаёт вопросы, подсказывает

Выполняет действия вместе с детьми

Берёт уголь щипцами, подносит горящую спичку.

Берёт лист бумаги, поджигает. Подносит детям тарелочку с пеплом.

Побуждает детей к размышлениям.

Зажигает горелку и подносит уголь.

Выполняют исследовательские действия, наблюдают, размышляют, делают выводы: уголь чёрного цвета, он пачкает руки.

Находят картинку, изображающую это свойство, размещают её на доске.

Высказывают предположения

Наблюдают, делают выводы, обозначают свойство карточкой

Рассматривают инструменты, выбирают лупы, рассуждают:

- через лупу можно рассмотреть мелкие детали, бугорочки и трещинки.

Рассматривают уголь, делают вывод: уголь бугристый, с трещинками, похож на древесину.

Опускают кусочек угля

Опускают уголь в воду, наблюдают, рассказывают о том, что видят:

уголь утонул, он тяжёлый.

Выбирают карточку, помещают на доску

вода помутнела, пошли пузырьки, это выходит воздух, потому что уголь пористый.

Делают предположение, что он будет сильно гореть

Делают предположения, как поджечь уголь, чтобы не обжечься

Дети наблюдают, делают вывод, что уголь не разгорается. Бумага быстро загорается и сгорает.

Подносят руку к сгоревшей бумаге, делают вывод, что бумага при горении выделяет мало тепла.

Рассуждают, что если бы уголь не мог гореть, то им бы не топили печи. Наверное, его надо долго разжигать.

Подносят руку к тлеющему углю, делают вывод, что он даёт много тепла. Но не горит огнём как бумага.

Рефлексивно-оценочный

Обсуждение и подведение итогов занятия

-С каким природным богатством нашего родного края мы сегодня познакомились?
-Какие свойства каменного угля вы узнали? Какое исследование, вам понравилось больше всего, а какое было самым трудным?

Шалун хочет вам напомнить, что в недрах нашей родной земли много полезного ископаемого - каменного угля, без которого люди уже не смогут прожить. Но его
надо беречь. Иначе опустеют «подземные склады» и людям ничего не останется. А вы, амурчане, любите, познавайте свой Родной край, его природные богатства. Всем спасибо за работу.

Подведение итогов, обобщение полученного детьми опыта. Формирование элементарных навыков оценки.

Обсуждают свои впечатления, вспоминают полученные знания, делятся своими эмоциями.