Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи «КОТ В САПОГАХ»
с использованием современного метода СИНКВЕЙН и кинезиологических упражнений
в подготовительной группе.
Цель: формирование у детей умения передавать словесное изображение в описании героев и событий сказки посредством использования технологии синквейн, сохраняя положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей умение строить текст - описание
с опорой на алгоритм - модель.
Активизировать словарь детей через вопросы знакомой сказки.
Обогащать словарь дошкольников словами - определениями, глаголами; совершенствовать грамматический строй речи.
Учить обобщать слова и предложения в форму текста - описания.
Формировать художественно - речевые способности.
Развивающие:
Закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание и зрительное восприятие;
Развивать умение соотносить знаковые символы с образами, развивать образную речь;
Развивать у дошкольников память, творческое воображение, умение логически мыслить.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность,
Содействовать формированию навыков сотрудничества, активности, инициативности
.
Прививать интерес к художественной литературе.
Предварительная работа: чтение сказки и «Кот в сапогах»; работа с технологией синквейн.
Оборудование: сказочная книга, портрет французского писателя Шарль Перро, конверты с разрезными картинками (4 – 5 шт.), «Кинезиокуб» (физ.минутка) + конверт, презентация на интерактивной доске.
Структура занятия:
I Вводная часть – 5 минут
Художественное организационное слово «Здравствуй, друг!»
Загадывание загадки.
Сообщение новых знаний об авторе сказки «Кот в сапогах».
Мотивация: выполнение сказочных заданий.
II Основная часть – 20 минут
Задание 1 «Характеристики персонажей сказки»
Задание 2 «Синквейн» Кот в сапогах
Физминутка
«
Кинезиокуб» + конверт
Задание 3 Игра по командам «Собери картинку»
Задание 4 «Синквейн» Людоед
Задание 5 «Составь длинное слово»
III Заключительная часть – 5 минут
Просьба сказочной книги.
Рефлексия.
Ход занятия.
I Вводная часть
Художественное организационное слово «
Я — твой
друг!»
Орг. момент.
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Загадывание загадки.
В: Присаживайтесь на ковер. Ребята, а у вас есть друзья? Очень важно иметь хороших друзей и дорожить ими. Сегодня мы с вами поговорим о произведении, которое всем вам хорошо знакомо. Сейчас я загадаю вам загадку, и вы всё поймёте.
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Д: Кот в сапогах
В.: Да, можно сказать, что кот был настоящим другом хозяина Маркиза де Карабаса. И мы уже знакомы с вами со сказкой «Кот в сапогах».
Сообщение новых знаний об авторе сказки «Кот в сапогах».
В.: Вы знаете, что сказки бывают народными и авторскими. А сказка эта народная или авторская? (Это сказка авторская). Кто-нибудь из вас знает, чем различаются сказки народные и авторские? Народные сказки передавались людьми из поколения в поколение, их придумывал народ, а у авторской сказки есть автор – конкретный человек.
Как как же зовут автора сказки «Кот в сапогах»? Шарль Перро. Взгляните на его портрет. Шарль Перро – известный французский писатель, который написал много интересных сказок для детей.
Мотивация: выполнение сказочных заданий.
В: сегодня у нас важная задача – мы выполним много интересных заданий. Для этого нам нужна сказочная книга. Давайте закроем наши глаза и представим, как могла бы выглядеть сказочная книга. Опишите ее…
В: А вот и она! Давайте сравним как вы описывали и какая у меня. Отлично, тогда приступим.
II Основная часть – 20 минут
В: Я вам предлагаю пройди и сесть на стульчики. Начнем выполнять задания.
Открываем нашу книгу...
Страница 1
Назови персонажей сказки и расскажи о них. (изображение персонажей на интерактивной доске)
В: Посмотрите на доску. Кого же мы можем встретить? Попробуйте догадаться, кому принадлежит тень?
Чья тень изображена? (Кот в сапогах).
Какой он? Что вы можете о нём сказать? (Кот в сапогах - весёлый, озорной, забавный, хитрый, любознательный, дружелюбный, смешной).
А здесь чья тень? Какой он по характеру? (Маркиз де Карабас - добрый, доверчивый, грустный, симпатичный).
Чья тут тень? (Король - доверчивый, добрый, отзывчивый)
А здесь чья тень? Какая она по характеру? (Принцесса - добрая, хорошая, красивая)
А здесь чья тень? Какой он по характеру?А каким был Людоед? (Людоед - злой, глупый, сильный, богатый).
В: Молодцы. Ребята, вы все правильно охарактеризовали персонажей этой сказки. Мы можем перейти к следующему заданию.
Страница 2
Составь синквейн про Кота в сапогах (структура синквейна на экране)
В: В нашей книге есть необычное задание, которое называется Синквейн. Давайте все вместе скажем (дети хором произносят). Вы уже знакомы с этим словом. Кто помнит, что такое синквейн? (нерифмованное стихотворение из пяти строк и составлено по определенным правилам).
В: Хорошо, молодцы. Попробуем составить синквейн? Но для начала подумаем и вспомним, что же это за схема похожая на елочку?
На первой строке один треугольник и состоит из одного слова, что обозначает? (предмет).
На второй строке два треугольника и состоит из двух слов, что они обозначают? (признаки предмета — какой это предмет)
На третьей строке три треугольника и состоит из трех слов, что они обозначают? (действие предмета — что делает).
На четвертой строчке четыре треугольника, что обозначают? Что нужно составить? (составить предложение по этой теме из четырех слов). Да, т.е. что мы думаем об этом предмете?
И последний один треугольник и состоит из одного слова, что обозначает? (вывод — кто это или что это)
В.:Давайте составим синквейн про Кота в сапогах. Сделаем дружно.
В.:На первой строчке мы расположим предмет — это КОТ.
На второй строчке, что расположим? (признаки предмета). Кот пушистый или лысый? (пушистый). Расположим...Какой же кот по характеру? Смелый или трусливый? (смелый). Расположим…
Что на третьей строчке расположилось? (действие предмета) Что делает кот для хозяина? (Выручает, помогает). Что сделал кот с Людоедом? (съедает). Расположим…
На четвертой строчке, что нам нужно сделать? (составить предложение) Предлагаю составить предложение из подвига, который совершил кот в конце сказки. (Справился с огромным людоедом).
И что у нас осталось? (Вывод) Кто у нас кот? (герой)
Вот такой синквейн мы с вами составили.
В.: Посмотрим, что на третьей странице нашей волшебной книги?
Страница 3
В.: Нам книга предлагает отдохнуть. Выходим на ковер. Ребята, книга нам предлагает выбрать - кубик или конверт, давайте выберем? (Если куб, то бросаем и какое упражнение выпадает - его делаем. Бросаем 3 — 4 раза)
Физминутка «Кинезиокуб»
В: Отлично! Мы отдохнули и продолжаем дальше выполнять задания из сказочной книги. Посмотрим, что у нас на четвертой странице.
Страница 4
Игра по командам «Собери картинку» (конверты на выбор в руках у воспитателя)
В.:. Вам нужно разделиться на три команды. Каждая команда выбирает себе конверт и собирает изображение героя сказки и назвать его. (Кот, Людоед, Мельник, Принцесса, король)
В: Отлично! Молодцы. Каждая команда собрала своего героя.
В.: Ребята, присаживайтесь на свои места и мы продолжаем. Посмотрим, что у нас на следующей странице…
Страница 5
Составь синквейн про Людоеда прописать вопросы для синквейна
В: Мы с вами уже составляли синквейн про Кота в сапогах, а он у нас положительный герой. Теперь книга нам предлагает составить синквейн про отрицательного героя - Людоеда.
На первой строчке мы расположим предмет — это Людоед.
На второй строчке, что расположим? (признаки предмета). Какой по характеру Людоед? (злой). Расположим...Какой по размеру Людоед? (огромный). Расположим…
Что на третьей строчке расположилось? (действие предмета) Что делает Людоед с жителями? (пугает). Каким волшебством обладает Людоед? (превращается). Что в конце происходит с Людоедом? (погибает) Расположим…
На четвертой строчке, что нам нужно сделать? (составить предложение) Предлагаю составить предложение о тот как кот обхитрил Людоеда. (Превращается в мышь и кот его съел ).
И что у нас осталось? (Вывод) Кто у нас Людоед? (чудище).
В.: Вот такой синквейн мы составили про отрицательного героя сказки.
В.: Молодцы, ребята. Переходим на следующую страницу.
Страница 6
Составь длинное слово (изображения персонажей сказок на интерактивной доске)
В.: Ребята, смотрите, а здесь ещё какие-то персонажи сказок. Скажите, они из сказки «Кот в сапогах»? (Нет, конечно). Это, наверное, его друзья.
Ребята, книга просит составить нас длинные слова по этим картинкам
У Мальвины голубые глаза, значит какая она?
У Змея Горыныча три головы, значит какой он?
У Буратино длинный нос, значит какой он?
У волка острые зубы, значит какой он?
В.: Отлично! Вы справились с заданием. Наша книга заканчивается, посмотрим, что на последней странице.
Страница 7
III Заключительная часть – 5 минут
Просьба сказочной книги.
В.: Вот и закончилась наша книга. В последнем задании книга просит нас о том, что бы мы тоже совершили волшебство и сделали новую книгу для малышей. яркую, красочную и аккуратную.
Потому что вы уже взрослые и скоро идете в школу.
Рефлексия.
В.: Давайте еще раз вспомним название и имя автора сказки, о которой сегодня шла речь (Шарль Перро).
Скажите, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы составляли при помощи ёлочки? (Синквейн).
Какие герои у наших синквейнов?
Каких еще героев из сказок вспомнили? (Мальвина, Змей Горыныч, Буратино, волк)
Ребята, вы сегодня большие молодцы, много работали, выполнили все задания, и хорошо освоили синквейн.
А кто сейчас хочет начать работу, может подойти к столу и взять раскраску с героем из сказок.
Спасибо.