Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа-интернат 7» г. Воркуты

Занятие

«Терроризм и безопасность»

Автор- составитель:

воспитатель Филиппова В.В.

2024г.

Технологическая карта воспитательского занятия.

Ф.И.О. восп-ля

Филиппова Валентина Васильевна (воспитатель)

Класс

Учащиеся с ОВЗ - 6 класс

Тема занятия

Терроризм и безопасность

Тип занятия

Комбинированный

Продолжительность

45 минут

Методы

Словесный, наглядный, практический, поисковый.

Предварительн работа

На стене плакат: «Терроризм – главная угроза безопасности человечества в 21веке» (В.В. Путин). Учащиеся подготовили материал по крупным терактам в России.

Используемые техноло

гии

- Личностно – ориентированные.

- Здоровьесберегающие.

- Игрового обучения.

- Индивидуально – дифференцированного.

- Информационно – коммуникативная.

- Сотрудничества.

Цель занятия

формирование у обучающихся системы поведения в общественных местах во время угрозы и при совершении террористических актов.

Задачи

1.Обучающая:сформировать понятие о терроризме, типах терроризма, видах террористических актов, познакомить с отличительными чертами терроризма в современном мире.

2.Коррекционно – развивающая: развивать навыки и культуру безопасного поведения для сохранения жизни и здоровья во время террористических актов. Корректировать умение грамотно излагать свои мысли и идеи; умение анализировать и делать выводы.

3. Воспитательная:воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье, а также за жизнь других людей. Способствовать формированию непримиримого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма.

Ресурсы занятия

Материально-техническое обеспечение занятия: ноутбук, проектор.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: на стенеплакат о терроризме, презентация.

Раздаточный материал: лист бумаги, карандаш, карточки с заданиями и упражнениями

Словарь занятия

терроризм, террористический акт, террор, экстремизм.

Этапы

Длительностэтапа

Деятельность

педагога

Деятельность

учащихся

1 этап – мотивационно-организационный

Основные элементы.

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в рабочий процесс; настрой учащихся на активную работу; концентрация внимания, слухового восприятия, мышления

Формы организации: выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, индивидуально).

1 мин.

Упражнение «Возьмемся за руки»

Цель: создать комфортную психологическую атмосферу, осуществить межличностный контакт.

-Здравствуйте! Встаньте в круг, возьмитесь за руки и крепко их пожмите друг другу. Давайте улыбнемся друг другу. Садитесь за столы.

- На занятии будьте старательны, будьте спокойны и внимательны. Говорите четко, внятно, чтобы было все понятно. Сегодня у нас очень актуальное для современного мира занятие, очень ответственное и нужное.

Дети подходят к педагогу и встают в круг. Здороваются руками, соответственно словам.

Улыбаются друг другу.

Садятся за парты.

2 этап

Постанов

ка цели и задач занятия

Длит. этапа:

4 мин.

Основные элементы

Цель: мотивация учебной деятельности учащихся; подготовка мышления учащихся к работе.

Формы организации: коммуникативного взаимодействия (фронтально).

1.«Назови тему занятия»

Цель: активизация познавательной активности учащихся, развитие мышления, умения грамотно излагать свои мысли и идеи.

Деятельность

воспитателя

Деятельность

учащихся

ИКТ

Слайд 1

Слайд 2,3,4

- Ребята, у вас на столах лежат листочки. Напишите на них 3 слова-ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «терроризм». Это могут быть образы, понятия, любые слова, отражающие ваши эмоции. На эту работу у вас 1 мин. Предлагаю вам видеосюжет о «Терроризме», посмотрев его, сравним, с вашими записями.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Тема занятия: Терроризм и безопасность человека.Сегодня мы с вами рассмотрим следующие вопросы: понятие о терроризме, виды и типы террористических актов, вспомним правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера и как защитить себя при угрозе террористического акта (памятки).

Террористы сегодня ведут войну против мирных граждан практически на всех континентах. Захват заложников или взрыв с большим числом пострадавших, к сожалению, перестали быть уникальными событиями.

Не обошла эта беда и Россию – все мы помним трагические ситуации последних лет, горе и возмущение наших сограждан. В настоящее время специалистами   федеральных служб, занимающими борьбой с террором, разработаны рекомендации для населения страны по правилам поведения при угрозе возникновения террористических актов и при террористических актах.

Послушаем (имя ученика) Он подготовил нам небольшую справку, кто такие террористы.

Слушают рассказ педагога.

Учащиеся зачитывают варианты слов-ассоциаций (Н-р: слезы, кровь, грохот, взрыв и др.)

Ответы учеников: о правилах поведения при угрозе террористического акта, другие варианты.

Рассказ учащегося.:

«Слово "террор" в переводе с латыни означает "страх, ужас"(слайд2,3,4) Террористы - жестокие люди, которые любыми способами хотят запугать нас, вселить в нас страх. Это злые и хитрые люди, хотя внешне они могут выглядеть вполне обычно. Выделить их из толпы очень непросто. Преступники-террористы любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. Они способны организовывать взрывы и убийства. Террористам не важно, против кого они совершают свои преступления. Им все равно, кого убивать - детей, женщин, стариков. Терроризм влечет за собой гибель ни в чем не повинных людей. Он создает особую угрозу человечеству, сеет страх и панику среди населения. Таким образом, террористы стремятся добиться своих преступных политических целей. Себя преступниками они не считают».

3 этап

Актуализа

ция знаний

Длитель

ность этапа:

5 мин.

Основные элементы.

Цель: актуализировать знания, необходимые для формирования представлений о терроризме, его видах и формах; заложить базовое понимание правильного поведения в экстремальных ситуациях.

Формы организации: коммуникативного взаимодействия (фронтально)

1. Задание «Виды и формы терроризма»

Цель: активизация познавательной активности учащихся, коррекция внимания, развитие логического мышления.

Деятельность

воспитателя

Деятельность

учащихся

Слайд 5,6

-- Ребята, что мы можем отнести к наиболее опасным террористическим актам? К наиболее опасным террористическим актам можно отнести:

- Взрывы в местах массового скопления людей.

- Захват транспортных средств, удерживание в них заложников.

- Похищение людей с целью получения выкупа и угроза физического уничтожения заложника.

- Воздействие на опасные промышленные объекты (например: химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы и другие опасные военные объекты, разрушение которых или нарушение их работы может вызвать массовое поражение людей.)

- Отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний.

- Искусственное заражение местности радиоактивными отходами.

Террористический акт не знает своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

Дети делают выбор наиболее опасных терактов и обосновывают свой выбор

Предположения и ответы учащихся.

2.Упражнение «Соедини правильно»

Цель: воспроизведение усвоенных ранее знаний, коррекция мышления, умения сосредоточиться, развитие зрительно – пространственного восприятия.

Слайды 7,8,9,10

- Дома вы изучили террористические акты конца 20 – начала 21 века. Раздаю карточки.

Соедини дату и город. Что общего между данными датами и городами? 

- Проверим справились ли вы с заданиями? Что общего между данными датами и городами? О каких еще терактах, вы узнали дома?

- Молодцы, привели множество примеров.

Учащиеся выполняют задание:

16.06.1995

Москва

23.10.2002

Буденновск

01.09.2004

Беслан

11.09.2001

Нью -Йорк

Москва

Буденновск

Беслан

Нью-Йорк

Ответы детей Теракты 20-21 века1) 9 ноября 1991 — Группа из восьми террористов захватила 178 заложников на борту пассажирского самолёта Ту-154. Самолет приземлился в Анкаре. Рейс выполнял: Минеральные Воды- Екатеринбург.

2) Захват заложников в больнице г. Будённовск 14-19 июня 1995г, 129 погибших.

3) 11 сентября 2001 г. попадание 2 самолетов в башни близнецы в Нью-Йорке и самолета в Вашингтоне в военную базу Пентагон. (погибло более 3000)

4) 2002 год. 50 чеченских боевиков (18 из них – женщины) захватили театр на Дубровке во время представления "Норд-Ост" и удерживали заложников в течении трёх дней. Погибло 130 человек, десятки ранено.

5) 2004 год 1 сентября — 3 сентября — Террористический акт в Беслане — группа террористов захватила 1128 заложников в здании школы № 1 в Беслане. (погибли 335чел)

6) Террористический акт в Домодедово Московского аэропорта 24 января 2011 г., 37 погибших.

3.Нейрогимнастика «Кулак-ребро-ладонь»

Цель: реализация здоровье сберегающей технологии (улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий).

Деятельность

воспитателя

Деятельность

учащихся



-Ладонь лежит на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак, поставить ладонь на ребро и выпрямить пальцы. Сначала – каждой ладонью отдельно, затем двумя руками одновременно.

Учащиеся выполняют действия в соответствии со словами педагога

4 этап

Первичное усвоение новых знаний

Длительность

5 мин.

Основные элементы

Цель: применение усваиваемых предметных знаний, способов учебных действий в условиях решения учебных заданий; решение типовых заданий на новый способ действий; формировать установки на правильное поведение с террористами.

Формы организации: коммуникативного взаимодействия (фронтально, индивидуально).

1. «Основные типытерроризма» Цель: активизация познавательной активности учащихся, формирование общего представления о разновидностях терроризма.

Деятельность

воспитателя

Деятельность

учащихся

Слайд 11

Националистический терроризм

Международный терроризм

Религиозные террористы (пример, террористы- шахиды)

Государственный экстремизм (правые и левые)

Ядерный терроризм

Транспортный терроризм

Экономический терроризм

Внутренний терроризм

Анархический терроризм

Варианты ответов, затем читают на экране

.

2. Задание «Найди лозунг экстремистскойнаправленности» Цель: формирование навыков оценки работы других детей, воспитание адекватной самооценки.

- У каждого перед вами карточки с лозунгами-призывами.

Задание: найти среди лозунгов партий и объединений лозунги экстремистской направленности.

Учащиеся работают в парах:

Россия для русских (+)

Когда мы едины, мы непобедимы!

В единстве наша сила.

Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его (+)

На земле достойны продолжения только арийцы (+)

Давайте жить дружно.

Мудрые люди достойны уважения.

Только благодаря борьбе с неверными, можно достичь милости Аллаха (+)

Каждому дается по силам и вере его.

Священный долг каждого человека – уничтожение евреев (+)

5 эт. Первич

наяпроверка понима

ния

Длительность этапа

10мин.

Основные элементы

Цель: самостоятельнаяработас самопроверкой;закреплениепредметных знаний; безошибочное выполнение заданий; решение учебных задач.

Формы организации: индивидуальная, подгруппами, коммуникативного взаимодействия (фронтально).

Зрительная гимнастика.

Цель: реализация здоровье сберегающей технологии, коррекция зрительного внимания: снятие напряжения со зрительного анализатора.

Деятельность

воспитателя

Деятельность

учащихся

Музыкальный фон

Вешаюиллюстрацию: круговой лабиринт

- Сегодня вы много читали и еще предстоит читать, ваши глаза должны отдохнуть. На доске – круговой лабиринт, будем вести глазами по моей указке, а затем самостоятельно

Учащиеся глазами ведут по линии лабиринта от центра, затем в обратную сторону, 3-4р.

2.Памятка «Признаки наличия взрывных устройств»

Цель: развитие логического мышления, коррекция зрительно – пространственного восприятия; реализация индивидуально – дифференцированного подхода; развитие навыков и культуры безопасного поведения для сохранения жизни и здоровья во время террористических актов.

Слайд 12

Как защитить себя при угрозе террористического акта

-Где чаще всего происходят теракты? Почему? (там, где скопление людей)

-Составим памятку: памятка будет посвящена правилам поведения при обнаружении взрывных устройств, брошенных сумок, коробок и т.д.

Как вы думаете с чего нам нужно начать?

Знакомство с памяткой "Признаки наличия взрывных устройств"

- Выделите правильную цепочку действий: сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки. 1. Начать нервничать 2. Не трясти, не бросать, не сгибать, не открывать. 3. Срочно рассказать всем и сфотографировать находку 4.Не пользоваться зажигалками и другими источниками огня, а также средствами связи (мобильные телефоны, носимые радиостанции). 5. Начать распаковывать коробку и пригласить для этого окружающих людей. 6. Нетрогатьруками и не касаться с помощью других предметов. 7.Незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы.

Ответы учеников:

1)Не трогать

2)Предупредить окружающих

3)Сообщить о находке в полицию

4)Находиться на безопасном расстоянии

Учащиеся получают памятки +карточки и выделяют правильные действия.

3.Упражнение «Телефонный терроризм» Цель: воспитание чувства ответственности за свою жизнь и здоровье; умение правильно действовать в экстремальных ситуациях.

Слайд

13

. - Рассмотрим еще несколько ситуаций:

1) Что делать, если вы оказались участником стрельбы?

2) Стреляют на улице, а вы находитесь дома. Как себя вести? Можно ли выглядывать в окно? А если есть темные шторы? А можно снимать на телефон преступников- стреляющих.

3) Как необходимо себя вести при угрозе по телефону? Можно ли совершать ложный вызов?

Представьте такую ситуацию: вам позвонили по телефону и стали угрожать. Чтобы себя обезопасить и наказать преступника, нужно знать несколько правил. Распределите ваши действия на две группы: в одну группу «ПОСТУПАЮ ПРАВИЛЬНО», в другую «ТАК ПОСТУПАТЬ НЕЛЬЗЯ»

Варианты ответов детей.

Учащиеся получают задание и выполняют подгруппами: 1-я – выбирает действия в графу «Поступаю правильно»; 2-я – в графу «Так поступать нельзя»

После выполнения – перекрестная проверка.

6 этап

Первичное закрепле

ние

Длительность этапа

15мин.

Основные элементы

Цель: организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к познавательной деятельности; автоматизация умственных действий, необходимых для решения практических задач.

Формы организации: коммуникативного взаимодействия (фронтально).

Физ. минутка.

Цель: реализация здоровье сберегающей технологии (сохранение работоспособности при выполнении следующих заданий, улучшение обменных процессов, повышение внимания и активности детей)

Деятельность

воспитателя

Деятельность

учащихся

Слова выведены на экран

Мы отлично потрудились и немного утомились, Раз – все встали, улыбнулись Два – согнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире, пять – руками помахать, Шесть – за парты сесть опять. Подравнялись, тихо сели и на доску посмотрели.

Учащиеся выполняют движения в соответствии со словами.

.

2.Правила «Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора» Цель: воспитание чувства ответственности за свою жизнь и здоровье, умение правильно действовать в сложных ситуациях и принимать верное решение.

Деятельность

воспитателя

Деятельность

учащихся

Слайд 14,15

- Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.

- Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.

- О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.

- Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.

- По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.

Учащиеся поочередно вслух зачитывают правила действий при обнаружении подозрительных предметов.

3.Правила «Если ты оказался в заложниках» Цель: воспроизведение усвоенных ранее знаний, коррекция мышления, умения сосредоточиться; реализация индивидуально – дифференцированного подхода.

Деятельность

воспитателя

Деятельность

учащихся

Слайд 16

-Как действовать, если ты стал заложником?

Но если же случится такая ситуация, знай – ты не один. Помни: опытные люди уже спешат к тебе на помощь. Не пытайся убежать, вырваться самостоятельно - террористы могут отреагировать агрессивно. Постарайся успокоиться и жди освобождения.

Настройся на долгое ожидание. Специалистам требуется время, чтобы освободить тебя. Они не теряют ни минуты, но должны всё предусмотреть.

Постарайся мысленно отвлечься от происходящего: вспоминай содержание книг, художественных фильмов, мультфильмов, решай в уме задачи.

Учащиеся озвучивают варианты ответов, а затем зачитывают с экрана.

4.Упражнение «Если ты заложник. Действия» Цель: воспитание правильного поведения при захвате в заложники; реализация индивидуально-дифференцированного подхода.

Деятельность

воспитателя

Деятельность

учащихся

Слайд 17

-Рассмотрите картинки. Назовите правильное поведение, если ты попал в заложники.

Вместе с педагогом учащиеся рассматривают на экране картинки с изображением действий при захвате террористами.

5. «Действия при освобождении заложников»

Цель: воспроизведение усвоенных ранее знаний, воспитание правильного отношения к терроризму; закладка правильного поведения при террористическом акте; реализация индивидуально-дифференцированного подхода.

Деятельность

воспитателя

Деятельность

учащихся

Слайд 18

Правила поведения в случае угрозы террористического акта.

Помните – ваша цель остаться в живых.

Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, т. к. это может привести к взрыву.

Сообщайте взрослым или в полицию.

Если же вы всё-таки оказались заложником, не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия

Правила выведены на экран, дети зачитывают их. При необходимости задают вопросы, обсуждают.

7 этап – рефлексия, подведение итогов

Длительность этапа:

5 мин.

Основные элементы

Цель: формирование адекватной самооценки; подведение итогов занятия;

смыслообразование: понимание границ того «что я знаю» и того «что не знаю».

Формы организации: индивидуальная, коммуникативного взаимодействия (фронтально).

Игра «Если бы …»

Цель: формирование непримиримого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма; воспитание чувства ответственности за свою жизнь и здоровье, а также за жизнь других людей.

Деятельность

воспитателя

Деятельность

учащихся

А) Если бы ты шёл по коридору школы. Тишина. Ты услышал тиканье будильника, но вокруг ничего не увидел. Ваши действия.

Б) Если бы в школу позвонили и предупредили о том, что школа заминирована. Ваши действия.

В) Если бы ты зашёл в подъезд и увидел подозрительный предмет (свёрток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Ваши действия.

Г) Если бы ты возвращался из школы и в подъезде встретил стоящего незнакомого человека. Ваши действия.

Д) Если бы во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой. Ваши действия.

Е) Если бы ты шел по улице и рядом с тобой прогремел взрыв. Ваши действия.

Учащиеся обговаривают правильные действия при каждой конкретной ситуации.

2. Задание «Выбери правильные действия»

Цель: умение анализировать и делать выводы; формирование навыков оценки работы других, воспитание адекватной самооценки, подведение итоговзанятия.

Деятельность

воспитателя

Деятельность

учащихся

Слайд 19

Слайд 20

- Выберите действия, которые позволят человеку понять, что он не прав:

Отказаться от оружия; решать свои проблемы с помощью других людей; не скрывать своего лица;обсуждать проблемы с другими людьми; заставлять решать государственные проблемы силой;помогать другим;работать;красть и тратить деньги на свои нужды; учиться и познавать мир.Общие рекомендации. Итак, успех в борьбе с терроризмом возможен только в том случае, если все граждане страны будут проявлять бдительность и наблюдательность, своевременно информировать правоохранительные органы и спец. подразделения о замеченных признаках возможного теракта.

-Что вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в повседневной жизни?

Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.

Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.

С террористами борются специальные подразделения, правительства всех государств. Против терроризма сегодня - весь мир, люди всех национальностей, стран и континентов.

Всё мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это уйдет в прошлое.

Раздача буклетов детям по правилам поведения при событиях террористического характера.

У каждого учащегося картинка с изображением террориста и гражданина России. Из предложенных вариантов надо выбрать неправильные действия.

Самопроверка и взаимопроверка.

Варианты ответов учащихся