Ганева Светлана Геннадиевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ Большой Камень
Занятия рукоделием с младшими школьниками
(из опыта работы педагога дополнительного образования)
Предмет моей педагогической деятельности - рукоделие в самом широком смысле этого слова. Почему рукоделие?
Из опыта знаю - уметь делать всё своими руками во-первых, увлекательно, во-вторых, очень полезно в жизни. Мои ученики думают также.
Я учу ребят от 7 до 18 лет различным техникам: вышивке, изонити, кинусайга и бумажный тоннель, аппликации из ткани и природных материалов и многим другим. Работаю по программам «Сувенир» и «Волшебная иголочка».
Программа «Сувенир» проходит на базе Центра детского творчества. Актуальность этой программы обусловлена практической значимостью. Обучающие могут применить полученные знания и практический опыт при изготовлении различных сувениров. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщении детей к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Это даёт возможность более углубленного изучения определённых техник.
Изучая историю сувенира, мы возвращаемся в прошлое своего народа. Наши предки в древности поклонялись силам природы, обожествляли их. Отсюда пошло изготовление оберегов. С детьми изучаем и изготавливаем обрядовые и обережные куколки, которые наши предки изготавливали для защиты семьи, детей от злых духов. Сюда можно отнести традиционные русские народные куклы из природного материала и лоскутков, в изготовлении которых нельзя применять ножницы, иголки: Куватки, Травницы, Подорожницы, Берегини. Как дань традициям, в наши дни изготовление Масленицы, Домовёнка, Деда Мороза со Снегурочкой.
Очень любят дети такой раздел программы, как работа с бросовым материалом. Здесь простор для их фантазии. Начиная с изготовления моделей одежды из целлофановых пакетов, газет, заканчивая презентацией этих моделей. Используем различные упаковочные коробки для изготовления ваз, органайзеров от канцелярских до маленьких комодиков под косметику.
В технике бумагопластика работаем с первых дней. Начиная с различных аппликаций и заканчивая вырезанками бумажных тоннелей. Оригами стараюсь заниматься с небольшими группами детей. Так как при большой группе детей трудно проконтролировать, как ребёнок усвоил алгоритм.
Раздел аппликация очень разнообразный: нитями, тканью, зёрнами кофе; в объёме или плоскости.
Увлекаемся дизайном: одежды, посуды, интерьера, задавая определённую тематику . Например, морская или в русском или японском стиле.
Изучая те или иные азы различных техник с детьми, выявляю приоритетные для каждого ребёнка, так как в дальнейшем они их используют в своих проектах.
Программа «Волшебная иголочка» разработана в рамках взаимодействия нашего учреждения со школами города. Охватывает детей начальной школы, которые осваивают программу с 1 по 4 класс.
Работаем и с бумагой, и с тканью. Начинаем вышивать по картону в технике «изонить». Приучаю детей к иголке, размеренному стежку, завязыванию узелков. Дальше украшающие стежки по ткани, переходящие на гладь и другие виды вышивок, в том числе вышивки крестиком, бисером, пайетками, ленточками.
В этой направленности так же отдаём дань русским народным традициям в изучении вышивок в одежде, рушниках, предметах быта.
Изготавливаем шитые тряпичные куклы в русском народном стиле, одевая их в народные костюмы.
Ежегодно в творческих объединениях обучаются около 200 человек, вместе с которыми на занятиях мы осваиваем рукодельные техники и изготавливаем подарочные сувениры.
Следующий важный принцип я формулирую так: «Помогай идти вперёд».
Рукоделие - это не только увлекательное занятие, но и важный инструмент для всестороннего развития ребёнка, стараюсь ничего не упустить. И применяю три ключевых направления в работе с детьми: заинтересовать, научить, применить.
Благодаря этому, в копилку жизненного опыта ребята получают важные навыки: возможность творческого самовыражения, навык решения проблем, развития критического мышления, умения анализировать, социальные навыки, навыки эмоционального регулирования; учатся терпению и настойчивости; получают практические навыки.
В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь принципа: «Все дети способны». Нужно просто помочь каждому развить творческий потенциал. В этом помогают ситуации успеха и принцип подачи материала «от простого к сложному ».
В первый год обучения дети знакомятся с азами рукодельных техник. Разнообразие тем служит для начинающих мотивацией для продолжения занятий, помогает поддерживать интерес к ним. На второй, третий и четвёртый год обучения ребята имеют возможность, двигаясь «по спирали» углублять и совершенствовать свои навыки работы и использовать способ смешивания различных техник для изготовления своих проектных продуктов.
В итоге дети получают готовое творческое чудо, их собственное творение-изделие которое придумали именно они.
Для повышения результативности обучения использую инновационные технологии, применяю проектную деятельность. С ребятами из «Волшебной иголочки», начиная, со 2-го года делаем тематические групповые проекты. С ребятами из творческого объединения «Сувенир» разрабатывают индивидуальные творческие проекты. Тематику и рукодельную технику дети выбирают самостоятельно в рамках программы.
Работа над творческими проектами даёт каждому ребёнку возможность самовыражения, возможность самостоятельно руководить всеми этапами создания изделия (выбрать тему, выбрать материалы, придумать внешний вид, изготовить, подготовить краткую характеристику изделия) и публично показать полученный результат. Через проектную деятельность ребёнок реализует свой творческий потенциал.
В творческом взаимодействии обучающих и педагога важна степень участия педагога на всех этапах работы над проектом.
С первого года обучения приучаю высказывать своё мнение по цели занятия, давать самостоятельные оценки. Обсуждают и обосновывают выбор изделия и техники, в котором будет изготавливаться изделие. С помощью педагога знакомятся и учатся пользоваться технологическими картами.
Со второго года обучения самостоятельно составляют технологические карты, знакомятся с алгоритмом творческого проекта. Максимальное участие педагога на всех этапах творческого проекта в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребёнка.
С третьего года своё участие осуществляю по запросу обучающего. Помощь педагога является организующей и стимулирующей, в отдельных случаях обучающей. Обучающиеся владеют письменным отчётом и устной защитой творческого проекта.
С четвёртого года обучения участие педагога минимальное на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу обучающего.
Они самостоятельно работают над проектом, готовят его презентацию и осуществляют защиту.
С готовыми изделиями и проектами мы стремимся как можно чаще принимать участие в конкурсах и выставках городского, краевого, Всероссийского и Международного уровней. Ежегодно мои ученики участвуют и завоёвывают призовые места в краевой выставке «Радуга талантов», в том числе Гран-При, городской «Город мастеров», Международных «Пусть всегда будет солнце», Всероссийских «Новое поколение». Я горжусь достижениями своих учеников.
«Учиться самому!». Для того, чтобы быть актуальной в собственных знаниях и умениях, стараюсь «держать руку на пульсе», сама изучаю новые техники декоративно-прикладного творчества. Это помогает мне заинтересовывать детей и достигать хороших результатов.
Список литературы:
Выгонов В.В. Технология. Оригами 1-4 классы: уч. пособие. М: Изд-во «Экзамен», 2017.
Декоративно-прикладное творчество/ под ред.
Хлебниковой
Т.И. М.: Изд-во «Арт-родник»,2020.
Креативное рукоделие: методические рекомендации (методические рекомендации для учителей технологии и педагогов дополнительного образования, реализующих нетрадиционные подходы в обучении, методические аспекты проектной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время / автор-сост.: Т.Д.
Зернаева
[Электронный ресурс]
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-kreativnoe-rukodelie-407959.html
(дата обращения 10.05.2021)
Ступницкая
М.А. Сто такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2013.