Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»

Методическая разработка

Викторина «Здесь Родины моей начало»

Автор-составитель: Бажева Эльвира Викторовна,

Педагог- организатор

Междуреченск,2021

Материал представляет собой методическую разработку познавательно-развлекательного мероприятия для учащихся 11-14 лет, приуроченного 65 годовщине города Междуреченска и 300- летию Кузбасса.

Данный материал может быть полезен педагогическим работникам, желающим провести подобные мероприятия в своем учреждении. Также материал можно использовать на уроках биологии и при проведении классных часов.

© Бажева Э.В.., 2021

© МБУ ДО «Детско-юношеский центр

Викторина « Здесь Родины моей начало».

Викторина ориентирована на учащихся 11-14 лет. Она построена таким образом, что дети не только применяют уже имеющиеся знания по теме, но и узнают новое об истории города, о видовом составе животного и растительного мира Кемеровской области. Прохождение конкурсных заданий по станциям делают игру увлекательной и интересной. Командное выполнение заданий способствует сплочению ребят.

Цель викторины: формирование представления об истории родного города, о природе Кемеровской области.

Задачи:

образовательная:

- расширять знания об истории родного города;

- расширять знания о флоре и фауне Кузбасса;

развивающие:

- развивать интерес к истории города и его природным объектам;

- развивать коммуникативные качества;

 

воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию и природным богатствам родного края.

Оборудование:

- мультимедийная презентация;

- компьютер, проектор;

- заготовки с таблицами;

-карты города Междуреченска;

- чистые листы бумаги, ручки.

Продолжительность: 45 минут.

Участники игры распределяются на 3-4 команды по 4-5 человек. Заранее команды должны подготовить название, эмблему и девиз.

В жюри приглашается 2-3 педагога.

Ход игры:

Вступительное слово педагога:

Здравствуйте ребята. Сегодня мы проведем викторину о Междуреченске, нашем любимом городе. Город наш небольшой, но очень красивый, чистый и уютный. Поднимите руки, кто родился в Междуреченске? Про Междуреченск можно сказать: Здесь Родины моей начало. Так называется наша викторина.

Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя. 
Слышишь голос соловья? 
Это – Родина твоя. 
Школа, где твои друзья, - 
Это – Родина твоя. 
Руки матери твоей, 
Звон дождей и шум ветвей, 

И в саду смородина – 
Это тоже Родина.

(Предлагаю посмотреть фрагмент «С чего начинается родина»)

Педагог: Мы живем в Междуреченске и его можно назвать нашей малой Родиной. Междуреченск в этом году отмечает юбилей.

Сколько лет городу? Назовите дату образования города? (Ответ ребят)

Ребята как вы думаете сколько жителей живет в нашем городе?

(Ответы ребят около 100 000 человек)

1.Слайд

Население города Междуреченска по годам, начиная с 1959 -2020год.

Педагог: По таблице можно отследить в каком году было самое большое количество населения.

Начнем нашу викторину . Максимальное количество баллов за все конкурсы составляет 42 балла.

2. Слайд

Задание

. Улицы города

(

4 балла)

Напишите на каких улицах расположены образовательные учреждения города ( Можно пользоваться предложенными картами города) и запишите их на листе бумаги.

№ 1-
№ 2-
№ 22-
№ 23-

(пр. Коммунистический, ул. Юдина, ул. Пушкина, ул. Комарова, ул. Вокзальная)

Ответы:

№1- Пушкина ,18

№2- пр. Коммунистический ,9

№22- Комарова, 19 А

№23- Юдина, 17А

3.Слайд

Задание

.

 

(5 баллов)

Улицы, названые в честь героев ВОВ. Кем были в военное время эти герои и запишите их на листе бумаги.

1. Куюков М.М.-
2. Гостелло Н. Ф.-

3 .Гуля Королева -
4. Юдин В. Г. -
5 .Карташов Г.Ф.-
( А- стрелок, Б-пулеметчик, В-наводчик, Г- летчик, Д- санинструктор)

Ответ:

1.Куюков Михаил Михайлович- пулеметчик;

2.Гастелло Николай Францевич – летчик;

3.Гуля Королева-санинструктор;

4. Юдин Владимир Георгиевич- стрелок;

5. Карташов Герольд Филлипович - наводчик.

4 Слайд.

Задание. (6 баллов)

Топонимика. Соотнеси стрелками названия географических объектов и их перевод (смысловое значение)

Объект Смысловое значение

1) Уса А) плохая вода

2) Казыр Б) крайний 3) Томь В) мастер

4) Югус Г) бурный

5) Чульжан Д) медведь

6) Чебал-су Е) темная вода

Ответ:

1-В, 2- Г, 3- Е, 4- Д, 5- Б, 6- А

Уса - мастер, Казыр - бурный, Томь-темная вода, Югус - медведь, Чульжан - крайний, Чебал-Су - плохая вода.

слайд

Задание.

(3балла)

Угадай животное по описанию и запишите их на листе бумаги.

1.Небольшое оленевидное животное. Длина его тела составляет менее 1м, высота животного в холке всего 70 см, а вес колеблется в пределах 11 – 18 кг. Задние ноги непропорционально длинные. Рога отсутствуют. У самцов – длинные изогнутые клыки, имеется брюшная железа, вырабатывающая мускус.

2. Хищное, всеядное млекопитающее семейства куньих. Масса тела 9-18 кг, длина 70-86 см, длина хвоста 18-23 см. Внешне напоминает скорее медведя или барсука. Благодаря мощным лапам, длинным когтям и хвосту, играющему роль балансира, легко лазает по деревьям, в зимнее время может проходить большие расстояния по сугробам. Обладает острым зрением, слухом и чутьём.


3. Обитает в глубоких норах, которые роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов. Длина тела – 60-90 см, масса – до 24 кг. Ведёт ночной образ жизни, хотя нередко его можно видеть и в светлое время суток. Впадает на зиму в спячку.  На морде – две тёмные полосы, тянущиеся от носа к ушам.

Ответы:

1 .Фото Кабарга 6 - слайд

2. Фото Росомаха 7-слайд

3. Фото Барсук 8- слайд

9 слайд.

Задание. (8 баллов)

Определи следы животных и запишите их на листе бумаги.

А) Медведь
Б) Белка
В) Ёж
Г) Лиса
Д) Барсук
Е) Лось

Ж) Заяц

З) Рысь

(1-Е, 2- Ж, 3-Г, 4-З, 5- Д, 6-Б, 7- В, 8- А.)

10 слайд.

Задание. (6 баллов)

Пернатые. Нужно собрать из набора букв названия птиц, занесенных в Красную Книгу Кемеровской области и записать их на листе бумаги.

1. НИЛИФ (Ф)

2. РЯНКАЗА (З)

3. ПЬЫВ (В)

4. КОСПА (С)

5. ЛАНОР (О)

6. СИТА (А)

Ответ. (Филин, зарянка, выпь, скопа, орлан, аист.)

После проверки ответов педагог дает краткую информацией об этих птицах и показывает фото.

11 слайд.

12 слайд.

13 слайд.

14 слайд.

Скопа – хищная птица, единственный представитель семейства Скопиных. Крупная хищная птица длиной 55-58 см, с размахом крыльев 145-170 см. В отличие от других хищных птиц, рацион скопы почти полностью (более 99 %) состоит из рыбы. В выборе конкретных видов рыб птицы неразборчивы и питаются всем, что в состоянии поймать у поверхности воды.

15 слайд.

Орлан-белохвостхищная птица из семейства Ястребиных. Длина тела орлана-белохвоста составляет от 70 до 90 сантиметров, размах крыльев – от 200 до 230 сантиметров, масса – от 4 до 7 килограмм. Пища белохвоста весьма различна в зависимости от времени года и характера обитаемой им области, но рыба имеет существенное значение в его кормовом рационе – лещ, окунь, сом. Чаще всего белохвосты добывают зайцев, сурков, малых и рыжеватых сусликов.

16 слайд.

Черный аист – птица из семейства Аистовые.  Эта скрытная птица предпочитает селиться в глухих, старых лесах на равнинах и предгорьях возле водоёмов – лесных озёр, рек, болот. Питается, в основном, рыбой, мелкими водными позвоночными и беспозвоночными животными.

17слайд.

Задание. (6 баллов)

Как называются хвойные растения. Найдите пару и запишите их на листе бумаги.

Ответ:(ель, сосна, кедр (3 балла), 1-В, 2- А, 3-Б (3 балла))

18 слайд

Задание.

(4 балла

)

Назовите улицы, проспекты города и запишите их на листе бумаги.

Фото:( пр. Шахтеров, ул. Чехова, 50 лет Комсрмола, ул. Весенняя)

 

По окончании игры подводятся итоги и награждение команд.

Используемая литература

Галеева

Н.Л. Интегрированные биологические декады. [Текст] / Н.Л.

Галеева

. – Москва, 2007.

Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия [Текст] / Н.А. Касаткина.

 

- Волгоград: Учитель, 2007.

Касаткина Н.А. внеклассная работа по биологии [Текст] / Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.