Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

16.10.2022 года

Учитель: Кикова Земфира Хизировна

Тема: «Кто такие насекомые?»

Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.

Задачи урока:

Образовательные:

создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;

создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

Воспитательные:

воспитывать интерес к окружающему миру;

способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;

воспитывать умение слушать других.

Предметные образовательные результаты:

сравнивать части тела различных насекомых;

узнавать насекомых в загадках, по рисункам;

приводить примеры насекомых;

пользоваться признаком насекомых для определения при

надлежности животного к данной группе;

сочинять продолжение сказочной истории;

работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

Метапредметные образовательные результаты:

регулятивные:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

познавательные:

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

выдвигать гипотезы и их обосновывать;

коммуникативные:

слушать собеседника и вести диалог;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

личностные:

принимать и осваивать социальную роль

обучающегося

;

понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;

уважительно относиться к иному мнению.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» (А.А. Плешаков); компьютер, мультимедийный проектор; презентация к уроку «Кто такие насекомые?» (POWER POINT); шаблоны для Божьей коровки; ромашка и бабочки (желтые, синие, красные) для осуществления рефлексии.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

II. Проверка знаний, фиксирование индивидуального затруднения

Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких).

– На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?»)

– Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы выкладываете с помощью цветных кружков.

1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?

а) колючка;
б) иголка;
в) хвоинка. (Презентация.

2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?

а) сосна;
б) лиственница;
в) кедр.

3. Какое дерево не является хвойным?

а) лиственница;
б) черёмуха;
в) ель.

4. Какое дерево не является лиственным?

а) кедр;
б) берёза;
в) осина.

5. Это высокое хвойное дерево. У него длинные острые хвоинки.

а) сосна;
б) лиственница;
в) ель.

– Проверим ваши результаты.

(Критерии оценивания теста:
нет ошибок – зелёный сигнал светофора;
1-2 ошибки – жёлтый сигнал светофора;
3 ошибки и более – красный сигнал светофора.)

– Молодцы, кто не допустил ни одной ошибки. А что можно посоветовать тем, кто все-таки ошибся?

III. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).

Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков пчёл на лугу.)

Что вы услышали? Знакомы ли вам эти звуки? Кого вы узнали?
Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые.)
– А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое?
– Назовите цель урока. (Узнать, каких животных мы называем насекомыми.)
– На уроках Окружающего мира нам помогают изучать мир герои учебника. Кто они? (Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик)

Трудится с утра до ночи,
Строит дом высокий очень.
Муравейник – тёплый дом,
Миллионы комнат в нём.
Строит кто? Скажи скорей!
Это крошка – … (Муравей.)

– Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые?

– Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе. Присаживайся к нам Муравьишка, будь внимателен, мы с ребятами попробуем тебе помочь.

IV. Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа

1) Определение признаков насекомых.

1 гость:

Муха (крылья):

2 гость:

Стрекоза (3 части тела):

V. Физминутка «Стрекозы»

3 гость:

Пчела (усики):

– Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём изображены. (Пчела, стрекоза, муха, муравей...)

Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.)
– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног.

3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют Усики».

Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.
– Только ли у насекомых есть усики?
4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: Головы, Груди и Брюшка».

«Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко».

– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части?

У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко.

Муравей:

Я кажется понял! (подчеркивает 6 ног)

4) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног».

«6 ног»

– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:
– у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;

Значит, это главный признак насекомых?
– Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?

(Наличием трёх пар ног.)

VI. Первичное закрепление. Игра «Узнайте насекомое»

– Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он?

(Дети слушают загадку, отгадывают её и показывают изображение данного насекомого в классе.)

– Итак, у всех ли представленных в загадках насекомых есть 6 лапок?

VII. Самостоятельна работа в парах с проверкой по эталону

– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым, и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.) (Приложение 1)

VIII. Самостоятельная творческая работа в парах.

– Предлагаю вам своими руками сделать Божью коровку (Приложение 2) лапки дорисовать самим, применяя новые знания о насекомых.

Итак, возьмите лист зеленого картона. Переверните его цветной стороной вниз. Обведите по шаблону контуры листочка. Вырежьте.

Наклейте в середине листочка круг черного цвета.

Наклейте два полуовала белого цвета, разведите их немного в стороны.

Сверху на белые полуовалы приклейте красные, тоже   разведите их немного в стороны.

На крылышки приклейте маленькие кружочки черного цвета.

Фломастером

дорисуйте лапки.

Кто из вас помнит, сколько их должно быть (6), голову и усики.

IX. Творческая работа «Роль насекомых в природе и жизни человека»

– А сейчас мы попробуем все вместе закончить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?

Сказка «Спор животных»

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».
Решили тогда животные …

Вывод: «Насекомые все нужны».

Наука – энтомология изучает насекомых.

Закончить эту часть урока хочется словами замечательного писателя
М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».
Как вы понимаете это выражение?
Правильно. Природа – наш дом.
В ней всё взаимосвязано.
Всё, что есть на планете – нужно, даже, если нам кажется,
что это лишнее.
Надо бережно относиться к природе, любить и защищать.
Как и свою Родину.

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Вы провели исследование и узнали, каких же животных мы называем насекомыми. Определили главный признак, по которому можно определить насекомое.
Муравьишка, понял ли ты, почему тебя называют насекомым?

– Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек:

ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых.


СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю.


КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке.