Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
16.10.2022 года
Учитель: Кикова Земфира Хизировна
Тема: «Кто такие насекомые?»
Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.
Задачи урока:
Образовательные:
создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;
создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
Воспитательные:
воспитывать интерес к окружающему миру;
способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
воспитывать умение слушать других.
Предметные образовательные результаты:
сравнивать части тела различных насекомых;
узнавать насекомых в загадках, по рисункам;
приводить примеры насекомых;
пользоваться признаком насекомых для определения при
надлежности животного к данной группе;
сочинять продолжение сказочной истории;
работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;
Метапредметные образовательные результаты:
регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
осуществлять самопроверку;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
выдвигать гипотезы и их обосновывать;
коммуникативные:
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
личностные:
принимать и осваивать социальную роль
обучающегося
;
понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;
уважительно относиться к иному мнению.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» (А.А. Плешаков); компьютер, мультимедийный проектор; презентация к уроку «Кто такие насекомые?» (POWER POINT); шаблоны для Божьей коровки; ромашка и бабочки (желтые, синие, красные) для осуществления рефлексии.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
II. Проверка знаний, фиксирование индивидуального затруднения
Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких).
– На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?»)
– Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы выкладываете с помощью цветных кружков.
1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?
а) колючка;
б) иголка;
в) хвоинка. (Презентация.
2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?
а) сосна;
б) лиственница;
в) кедр.
3. Какое дерево не является хвойным?
а) лиственница;
б) черёмуха;
в) ель.
4. Какое дерево не является лиственным?
а) кедр;
б) берёза;
в) осина.
5. Это высокое хвойное дерево. У него длинные острые хвоинки.
а) сосна;
б) лиственница;
в) ель.
– Проверим ваши результаты.
(Критерии оценивания теста:
нет ошибок – зелёный сигнал светофора;
1-2 ошибки – жёлтый сигнал светофора;
3 ошибки и более – красный сигнал светофора.)
– Молодцы, кто не допустил ни одной ошибки. А что можно посоветовать тем, кто все-таки ошибся?
III. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).
– Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков пчёл на лугу.)
– Что вы услышали? Знакомы ли вам эти звуки? Кого вы узнали?
– Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые.)
– А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое?
– Назовите цель урока. (Узнать, каких животных мы называем насекомыми.)
– На уроках Окружающего мира нам помогают изучать мир герои учебника. Кто они? (Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик)
Трудится с утра до ночи,
Строит дом высокий очень.
Муравейник – тёплый дом,
Миллионы комнат в нём.
Строит кто? Скажи скорей!
Это крошка – … (Муравей.)
– Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые?
– Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе. Присаживайся к нам Муравьишка, будь внимателен, мы с ребятами попробуем тебе помочь.
IV. Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа
1) Определение признаков насекомых.
1 гость:
Муха (крылья):
2 гость:
Стрекоза (3 части тела):
V. Физминутка «Стрекозы»
3 гость:
Пчела (усики):
– Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём изображены. (Пчела, стрекоза, муха, муравей...)
– Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.)
– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног.
3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют Усики».
Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.
– Только ли у насекомых есть усики?
4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: Головы, Груди и Брюшка».
«Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко».
– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части?
– У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко.
Муравей:
Я кажется понял! (подчеркивает 6 ног)
4) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног».
«6 ног»
– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:
– у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;
Значит, это главный признак насекомых?
– Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?
(Наличием трёх пар ног.)
VI. Первичное закрепление. Игра «Узнайте насекомое»
– Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он?
(Дети слушают загадку, отгадывают её и показывают изображение данного насекомого в классе.)
– Итак, у всех ли представленных в загадках насекомых есть 6 лапок?
VII. Самостоятельна работа в парах с проверкой по эталону
– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым, и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.) (Приложение 1)
VIII. Самостоятельная творческая работа в парах.
– Предлагаю вам своими руками сделать Божью коровку (Приложение 2) лапки дорисовать самим, применяя новые знания о насекомых.
Итак, возьмите лист зеленого картона. Переверните его цветной стороной вниз. Обведите по шаблону контуры листочка. Вырежьте.
Наклейте в середине листочка круг черного цвета.
Наклейте два полуовала белого цвета, разведите их немного в стороны.
Сверху на белые полуовалы приклейте красные, тоже разведите их немного в стороны.
На крылышки приклейте маленькие кружочки черного цвета.
Фломастером
дорисуйте лапки.
Кто из вас помнит, сколько их должно быть (6), голову и усики.
IX. Творческая работа «Роль насекомых в природе и жизни человека»
– А сейчас мы попробуем все вместе закончить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?
Сказка «Спор животных»
Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».
Решили тогда животные …
Вывод: «Насекомые все нужны».
Наука – энтомология изучает насекомых.
Закончить эту часть урока хочется словами замечательного писателя
М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».
Как вы понимаете это выражение?
Правильно. Природа – наш дом.
В ней всё взаимосвязано.
Всё, что есть на планете – нужно, даже, если нам кажется,
что это лишнее.
Надо бережно относиться к природе, любить и защищать.
Как и свою Родину.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Вы провели исследование и узнали, каких же животных мы называем насекомыми. Определили главный признак, по которому можно определить насекомое.
– Муравьишка, понял ли ты, почему тебя называют насекомым?
– Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек:
ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых.
СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю.
КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке.