Конспект занятия по формированию познавательных интересов у детей 5–6 лет по теме «Зима».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная
Цель: формирование у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, через актуализацию знаний о зиме.
Задачи:
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения интеллектуальных затруднений;
- воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной игровой деятельности со сверстниками;
- воспитывать интерес к познавательной деятельности посредством игровой ситуации «Найди пару»;
- воспитывать желание помогать птицам зимой.
развивающие:
- снять умственное и мышечное напряжение детей, закреплять умение соотносить слова с движениями;
- продолжать развивать психические процессы: внимание, память, речь, мышление, воображение, творческие способности в процессе игровой деятельности;
- продолжать развивать умение детей сравнивать треугольники по размеру, делить их на 2 группы, визуально определять в какой группе фигур больше;
- продолжать обогащать речь детей прилагательными - яркий, волшебный, веселый, шумный, характеризующими Новогодний праздник;
образовательные:
- продолжать формировать предпосылки к универсальным учебным действиям у детей по составлению целого из частей, посредством развивающих игр Воскобовича «Нетающие льдинки» с опорой на схему;
- закреплять умение детей воспринимать количество независимо от расположения и цвета, сравнивать «больше - меньше», отвечать на сколько больше, на сколько меньше;
- продолжать упражнять детей в количественном и порядковом счете в пределах 5;
- закреплять умения детей поддерживать непринужденную беседу, объединять в распространенном ответе реплики других детей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному (кратко и распространенно);
- актуализировать знания детей о явлениях природы, через дыхательное упражнение «Снегопад»;
- продолжать закреплять знания детей о жизни диких животных зимой с помощью дидактической игры «Собери картинку»;
- совершенствовать диалогическую речь детей, побуждать участвовать в беседе; систематизировать знания детей о зимующих птицах;
- актуализировать знания детей о зимних забавах и развлечениях;
- продолжать формировать знания детей о героях Новогоднего праздника и их роли в нем.
- познакомить детей с народной куклой Желанницей и ее роли в жизни русского народа;
Планируемый результат:
- дети охотно вступают в общение со взрослым ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, при общении со взрослыми и сверстниками;
- у детей актуализированы знания о явлении природы – снегопад;
- дети проявляют интерес к упражнению дыхательной гимнастики; демонстрируют настойчивость для достижения результата;
- дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с педагогом;
- дети используют математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способны к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, оперируя предметами разными по величине и количеству;
- дети инициативны в разговоре, используют простые формы объяснительной речи;
- дети действуют в соответствии с заданными условиями;
- дети имеют представление об изменениях в жизни диких животных и птиц в разные сезоны года;
- дети демонстрируют ярко выраженную потребность в двигательной активности, выполняют упражнения в заданном ритме и темпе;
- дети делятся впечатлениями из опыта, передавая хорошо знакомые события;
- дети владеют количественным и порядковым счетом в пределах пяти, используют математические представления для познания окружающей действительности;
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
- содержание и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы игровой технологии В. В. Воскобовича:
- принцип обучения;
- принцип пошаговости;
- принцип качественного различия стадий обучения;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип продуктивности;
- принцип игрового обучения;
- принцип потенциального развития ребёнка;
- принцип раннего творческого развития.
Принципы воспитания:
- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
- воспитание через взаимодействие;
- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Методы технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей:
- проблемно-поисковые: проблемные вопросы, проблемные ситуации, эксперименты, игровые задачи;
- творческие: создание моделей словоформ, продолжение сказки.
Методы воспитания:
- методы формирования социального опыта детей: игра, упражнение;
- методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;
- методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение и порицание.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные (организация наблюдения, демонстрация, иллюстрация);
- практические (упражнения, практическая работа).
Оборудование:
- тряпичная кукла – оберег Желанница и зеркальце в плетеном сундучке;
- мультимедийная презентация;
- лепбук «Зима»;
- комплект игры для тренировки речевого дыхания «Снегопад» (по кол – ву детей);
- комплект игры «Нетающие льдинки» Воскобовича со схемой (по кол –ву детей);
- снежинка из треугольников
Этапы НОД
1. Мотивационный
2. Практический этап
3. Физ. минутка
4. Актуализация знаний.
5. Рефлексия. Открытый конец.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Этапы ОД
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемый результат
1. Мотивационны этап.
Задача: организовать и смотивировать детей на предстоящую деятельность;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения интеллектуальных затруднений;
- познакомить детей с народной куклой Желанницей и ее роли в жизни русского народа;
Дети самостоятельно играют, педагог берет с полки сундучок, открывает и обращает внимание детей на его содержимое…
- Ребята, посмотрите, что я нашла на полке! (открывает сундучок)
- Вы знаете, что это за куколка?
- Эта кукла называется ЖЕЛАННИЦА
Давным – давно, в стародавние времена такая куколка - подружка была у каждой девушки, ее изготавливали своими руками из разноцветных лоскутков ткани. Это не простая игрушка, это кукла – оберег, она оберегала свою хозяйку от всякого зла и как вы уже догадались по ее названию – исполняла ЖЕЛАНИЯ.
Желание нужно было прошептать на ушко кукле, затем подарить ей подарочек – повязать красивую ленточку или пришить на платье бусинку, поднести куклу к зеркалу и сказать – «Посмотри какая ты красавица, за подарок мой исполни мое желание». Затем куклу прятали в укромное место подальше от любопытных глаз и ждали исполнения желания, если оно не вредило ни кому из окружающих, то непременно сбывалось!
- Ребята, вы запомнили как называется кукла?
- Для чего она была предназначена?
(Звук смс)
- Ребята, мне кажется, на электронную почту пришло письмо…
- Интересно, от кого оно?
- Ой, тут фото ребят…
(Слайд 1) (1, 2) (воспитатель читает письмо)
- Дорогие ребята.
Пишут вам друзья из жаркой Африки. Мы слышали, что у вас сейчас зима, а что это такое мы не знаем. Не могли бы вы рассказать нам, «Что такое – зима»?
- Ребята вы согласны рассказать «Что такое зима»?
- Давайте вместе подумаем – как рассказать африканским ребятам о зиме…
- Верно, можно нарисовать рисунки о зиме.
- А как сделать так, чтобы они не только смогли посмотреть на то, что мы нарисуем, но еще и поиграть?
- Я, кажется, придумала! Предлагаю собрать все, что мы знаем о зиме в эту познавательную книгу и отправить ее посылкой нашим друзьям.
(Воспитатель демонстрирует детям пустой лепбук)
Дети сосредотачивают внимание на рассказе педагога и кукле Желаннице, участвуют в беседе, отвечают на вопросы
Дети сосредотачивают внимание
Дети высказывают предположения, активно участвуют в беседе.
Дети вовлечены в игровую ситуацию. Дети охотно вступают в общение со взрослым ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, при общении со взрослыми и сверстниками;
проявляют интерес, включаются в деятельность;
дети демонстрируют стремление к общению со сверстниками;
дети демонстрируют стремление к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;
2 Практический этап.
Задача: актуализировать знания детей о явлениях природы, через дыхательное упражнение «Снегопад»;
- продолжать формировать предпосылки к универсальным учебным действиям у детей по составлению целого из частей, посредством развивающих игр Воскобовича «Нетающие льдинки» с опорой на схему;
- продолжать развивать умение детей сравнивать треугольники по размеру, делить их на 2 группы, визуально определять в какой группе фигур больше;
- продолжать развивать психические процессы: внимание, память, речь, мышление, воображение, творческие способности в процессе игровой деятельности;
- закреплять умения детей поддерживать непринужденную беседу,
объединять в распространенном ответе реплики других детей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному (кратко и распространенно);
- воспитывать интерес к познавательной деятельности посредством игровой ситуации «Найди пару»;
- продолжать закреплять знания детей о жизни диких животных зимой с помощью дидактической игры «Собери картинку»;
- совершенствовать диалогическую речь детей, побуждать участвовать в беседе; систематизировать знания детей о зимующих птицах;
- воспитывать желание помогать птицам зимой;
- Давайте по порядку.
Как мы узнаем, что наступила зима?
- Снег падает, как называется это явление? (Снегопад)
- Покажем ребятам, что такое снегопад?
Дыхательная гимнастика упражнение «Снегопад»
- Кокой красивый «снегопад» у вас получился. Давайте поместим его в книгу.
- Снегопад - это множество маленьких снежинок падающих с неба.
- Ребята, а на что похожа снежинка?
- Можем мы отправить снежинку в Африку, ребятам?
- А как вы думаете, из чего можно сделать снежинку, чтобы она не растаяла?
- Предлагаю сложить снежинку из «нетающих льдинок озера Айс»
Работа с комплектом развивающих игр «Нетающие льдинки»
- Скажите, ребята, какие у вас геометрические фигуры по форме и размеру?
(треугольники большие и маленькие)
- Рассортируйте пожалуйста треугольники по размеру.
- Каких треугольников на ваш взгляд больше?
- Предлагаю составить снежинку только из маленьких треугольников, вы согласны? А чтобы получилась красивая снежинка, воспользуемся схемой…
- Какая замечательная снежинка получилась! Поместим ее в книгу?
- Ребята, я предлагаю вспомнить,какие признаки зимы мы еще знаем, а помогут нам картинки-подсказки. (на столе разложены 4 - целые иллюстрации с признаками зимы)
- Ребята, зимой мы все одеваем теплую одежду и конечно же варежки… возьмите каждый по одной и найдите свою пару!
(на столе разложены варежки из пар по количеству детей)
- Молодцы, какие внимательные, быстро нашли парные варежки!
(на столе разложены 4 иллюстрации разрезанные на части)
- Ой, ребята посмотрите, на столе еще картинки, но они разделены на части
Давайте их соберем, а что бы работать было веселее предлагаю вам собирать картинки в паре.
Работа детей в парах
Д / И «Собери картинку»
-, … какой признак зимы изображен на вашей картинке?
(диалог со всеми парами детей о жизни диких животных зимой).
- Молодцы ребята.
- Давайте варежки и разрезные картинки тоже поместим в книгу, чтобы африканские ребята смогли с ними поиграть…
- Ребята, скажите, легко ли птицам живется зимой? - Как мы можем помочь им пережить холодную зиму? - Хотите покормить птиц? - Предлагаю рассадить птиц на кормушку и вспомнить, как они называются.
- Ребята, скажите, зима веселое время года?
- Хотите поиграть?
- Давайте слепим снеговика!
Дети вовлечены в диалог, активно отвечают на вопросы педагога.
Выполняют дыхательное упражнение «Снегопад»
Дети выражают собственные суждения и приходят к выводу.
Дети активно отвечают на вопросы педагога.
Дети сортируют пластинки с большими и маленькими треугольниками на 2 группы в соответствии с условием задания.
Дети составляют снежинку из маленьких треугольников пособия «Нетающие льдинки» опираясь на схему.
Дети называют признаки зимы в соответствии с иллюстрациями.
Дети вовлечены в игровую ситуацию «Найди пару»
Дети составляют целое изображение из частей.
Дети работают в парах.
Дети вовлечены в диалог, активно отвечают на вопросы педагога.
Дети выражают свое мнение по вопросу, проявляют заботливое отношение к птица.
Дети вовлечены в игровую ситуацию.
у детей актуализированы знания о явлении природы – снегопад;
дети проявляют интерес к упражнению дыхательной гимнастики; демонстрируют настойчивость для достижения результата;
дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с педагогом;
дети используют математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способны к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, оперируя предметами разными по величине и количеству;
дети инициативны в разговоре, используют простые формы объяснительной речи;
дети действуют в соответствии с заданными условиями;
дети имеют представление об изменениях в жизни диких животных и птиц в разные сезоны года;
3 Физ. минутка.
Задача: снять умственное и мышечное напряжение детей, закреплять умение соотносить слова с движениями.
Музыкальная физ. минутка «Лепим Снеговика»
Дети демонстрируют физическую активность.
дети демонстрируют ярко выраженную потребность в двигательной активности, выполняют упражнения в заданном ритме и темпе;
4 Актуализация знаний.
Задача: актуализировать знания детей о зимних забавах и развлечениях;
- продолжать обогащать речь детей прилагательными - яркий, волшебный, веселый, шумный, характеризующими Новогодний праздник;
- закреплять умение детей воспринимать количество независимо от расположения и цвета, сравнивать «больше - меньше», отвечать на сколько больше, на сколько меньше;
- продолжать упражнять детей в количественном и порядковом счете в пределах 5;
- воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной игровой деятельности со сверстниками;
- продолжать формировать знания детей о героях Новогоднего праздника и их роли в нем.
(Дети присаживаются на стульчики)
- Во что, еще вы любите играть зимой?
- Посмотрите у меня как раз есть об этом картинка. Мы её тоже отправим Африканским ребятам.
- Ребята, какой волшебный праздник мы отмечаем зимой?
- Расскажите, какой это праздник?
- Что мы наряжаем в новый год?
- Интересно, а в Африке елки растут?
- Давайте отправим ребятам новогоднюю елку, но с начало её нужно нарядить.
- Предлагаю вам взять по одной игрушке и прикрепить на елку.
Д / И «Наряди елочку»
(Дети крепят игрушки и садятся на стульчики).
- Ребята, назовите, какие игрушки висят на елке?
- Давайте все вместе сосчитаем шарики (1,2,3,4,5) -, сколько всего шариков на елке?
- А теперь давайте сосчитаем звёздочки (1,2,3,4).
- …. сколько всего звездочек на елке?
- Ребята, скажите, чего больше шариков или звездочек?
- На сколько шариков больше чем звездочек?
- А на сколько звездочек меньше чем шариков?
- Молодцы! Давайте ёлочку тоже поместим в книгу.
- Ребята, подскажите, кто самый главный волшебник на новогоднем празднике?
- А почему?
- Как вы думаете, к детям в Африке приходит Дед Мороз?
- А как же они тогда загадывают желания? - Давайте подумаем, кто ребятам может помочь?
(Кукла Желанница)
- Правильно, Кукла Желанница, ведь она как считалось в старину, исполняет желания!
- Напомните мне, что нужно сделать, чтобы она исполнила желание?
Дети вовлечены в диалог, активно отвечают на вопросы педагога.
Дети выражают собственные суждения и приходят к выводу.
Дети вовлечены в игровую ситуацию.
Дети считают в пределах 5, сравнивают предметы по количеству.
Дети выражают собственные мысли, делятся впечатлениями.
Дети высказывают собственные суждения, проявляют изобретательность;
Дети вовлечены в диалог, активно отвечают на вопросы педагога.
дети инициативны в разговоре, используют простые формы объяснительной речи;
делятся впечатлениями из опыта, передавая хорошо знакомые события;
дети владеют количественным и порядковым счетом в пределах пяти, используют математические представления для познания окружающей действительности;
5. Рефлексия.
Открытый конец.
Задача: выявить успехи усвоения детьми поставленных задач, смотивировать детей на дальнейшую деятельность.
- Ребята, давайте в качестве подарка отправим вместе с книгой Куклу Желанницу. Пусть и в Африке у ребят будет праздник!
- Ну вот, ребята, наша книга готова, давайте еще раз проверим, все ли мы в нее собрали…
(дети проговаривают все, о чем говорилось на протяжении занятия)
-Молодцы, вы ни чего не забыли!
Здесь собрано все, что мы знаем о зиме. Осталось только отнести на почту и отправить книгу в посылке Африканским ребятам. Как вы думаете, они обрадуются?
Дети взаимодействуют друг с другом и педагогом.
дети смотивированны на дальнейшую деятельность;
дети инициативны в разговоре, используют простые формы объяснительной речи;