Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 24"
Значение экскурсий при изучении окружающего мира
в начальной школе
(УМК ПНШ)
Васильева Надежда Анатольевна,
учитель начальных классов,
Почетный работник общего образования
Новокузнецк, 2023
Формирование УУД средствами предмета окружающий мир происходит через научное познание окружающего мира: наблюдение, сравнение, классификацию и анализ, которые можно организовать на экскурсии в деятельной форме. Поговорим о формах организации и проведения экскурсий в УМК ПНШ.
Среди 300 учителей начальных классов города Новокузнецка был проведен опрос. «Только 37% учителей проводят все экскурсии, запланированные программой, 53% проводят некоторые, а 10% не проводят экскурсии вовсе. Причина в том, что современные начальные классы переполнены детьми, а провести экскурсию с 30 и более учащимися не только сложно, но и опасно с точки зрения безопасности детей. Учителя зачастую плохо знают природное окружение школы и не умеют организовывать учебную деятельность младших школьников во время экскурсии». Или это связано с техническими и материальными трудностями. 1.
И все же экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и выполняют следующие функции:
1) на экскурсии учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
2) экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;
3) экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;
4) экскурсии играют важную роль в пропедевтике профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.
В учебных программах по каждому предмету установлен обязательный перечень экскурсий и их содержание. В УМК ПНШ это 5:
1 класс. 1. Жизнь растений осенью.
Наблюдения за изменениями в природе.
2. Деревья и кустарники родного края зимой.
3. Экскурсия в город: достопримечательности родного края.
2 класс. 1. Мир живой и неживой природы родного края.
2. Экскурсия на школьный учебно-опытный участок.
3. Экскурсия в школьную библиотеку «Книги – наши друзья».
4. Знакомство с сельскохозяйственными машинами.
5. Экскурсия на животноводческую ферму.
6. Экскурсия в заповедник, заказник родного края.
7. Экскурсия по родному городу, селу; в краеведческий музей.
3 класс. 1. Знакомство с основными формами поверхности родного края.
Ориентирование на местности.
2. Почвы родного края.
3. Природные сообщества родного края.
4. Экскурсия в краеведческий, художественный музеи.
4 класс.
1. Заповедные места твоего края.
2. Твой родной край. Природные зоны.
3. Народные промыслы. Экскурсия в краеведческий,
художественный музеи.
4. Экскурсия по памятным местам города.
Все проводимые в школе экскурсии условно делятся на несколько видов.
Производственные экскурсии
помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся
(2 класс)
.
Естественно - научные экскурсии
. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т. д.
(1-4 класс)
.
Историко-литературные экскурсии
предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т. д.
(2-4 класс)
.
Краеведческие экскурсии
с целью изучения природы и истории родного края
(1-4 класс)
.
Комплексные.
Это такие экскурсии, которые проводятся по нескольким предметам одновременно
(3-4 класс)
.
Принципы экскурсионной деятельности:
у
чет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;
образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);
воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);
практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);
здоровьесбережение;
развитие общего кругозора и эрудиции;
жесткий временной регламент (экскурсии начинаются не ранее 11 часов, заканчиваются – не позднее 16 часов);
системный, плановый характер
.
Структура экскурсии:
Организованное следование к месту проведения экскурсии (школьный двор, парк, поле, луг, берег реки и т.д.).
Вводная беседа. Сообщение цели экскурсии, разъяснение правил поведения в природе. Разбивка учащихся на группы. Проверка одежды, инструментов.
Коллективное наблюдение.
С
а
мостоятельное наблюдение детей.
Выполнение практических заданий. Сбор материала.
Дидактические и
гр
ы детей с собранным материалом.
У
читель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе
.
Организованное возвращение в школу.
Домашнего задания после экскурсии может и не быть. Но классу можно предложить выполнить соответствующее задание в рабочих тетрадях, провести аналогичные наблюдения в другом месте, дополнить наблюдения на экскурсии другими наблюдениями за объектами, которых не было на месте экскурсии.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроках-экскурсиях
Регулятивные УУД:
1. Учатся контролировать и оценивать свои действия.
2. Учатся работе в сотрудничестве с учителем.
3. Вносят необходимые коррективы в действия на основе его оценки для создания нового результата.
4. Выполняют учебные действия в разных формах.
Личностные УУД:
1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности.
2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
Познавательные УУД:
1. Устанавливают причинно следственные связи между объектами.
2. Осуществляют подведение под понятие, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.
3. Строят рассуждения в форме простых суждений.
Коммуникативные УУД:
1. Строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.
2. Осуществляют сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.
3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия.
Готовясь к экскурсии, надо заранее продумать приемы показа объекта и установить границы пространства, в пределах которого будет проходить экскурсия. Место проведения должно находиться недалеко от школы. Надо подобрать такой участок, чтобы на небольшой площади размещалось как можно больше объектов для наблюдения. Учитель заранее намечает маршрут и объекты исследования.
Во время экскурсии надо стараться активизировать не только зрительное восприятие объекта, но и слух, осязание и обоняние. Картина мира благодаря этому становится богаче.
Младшие школьники не могут длительное время находится в состоянии повышенного внимания, поэтому информация должна быть краткой, лаконичной, интересной.
Еще одно важное и необходимое условие проведения экскурсий – фиксация наблюдений учащимися. Формы могут быть разными 4:
п
утевой лист
л
ист наблюдений,
в
опросник,
маршрутный лист,
тест-карта,
групповой отчет по плану,
т.д.
Наблюдая за объектами и фиксируя данные, учащиеся лучше запоминают материал, устанавливают связи, проводят самопроверку и контроль.
Например, в экскурсии по теме «Ориентирование на местности» группы учащихся получают карточки с заданиями. В первом задании они должны практически на местности с помощью тени от шеста найти север и другие стороны горизонта. Во втором задании они определяют в какой стороне горизонта находятся объекты. А в 3 задании учащиеся по компасу проверяют правильность выполнения первых двух заданий.
Итак, мы видим, что экскурсии являются неотъемлемой частью учебного процесса. Они помогают младшим школьникам самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Источники
Кропочева Т.Б.
Естественнонаучная подготовка младших школьников в системе начального общего образования.
–
Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2013
.
–
328 с.
Методика организации экскурсии в начальной школе.
Интернет-ресурс:
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/12/06
Наблюдения в природе. Проведение экскурсий. Интернет-ресурс:
https://sites.google.
com/site/estestvoznanie20102011
Окружающий мир, 3 класс: технологические карты уроков по учебнику О. Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова / авт.-сост. Н.В. Лободина.
–
Волгоград: Учитель, 2015.
–
337 с.
Программа
УМК ПНШ
Федотова О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие
Текст
: 1 кл.
/ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.
–
М.: Академкнига/Учебник, 2014.
–
230с.
Федотова О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие
Текст
: 2 кл.
/ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева.
–
М.: Академкнига/Учебник, 2013.
–
186
с.
Федотова О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие
Текст
: 3 кл.
/ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева. - 2-е изд.
–
М.: Академкнига/Учебник, 2013.
–
216с.
Федотова О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие
Текст
: 4 кл.
/ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов,
Л.Г. Кудрова
.
–
М.: Академкнига/Учебник, 2014.
–
128с.
Цыганова Т.А. Экскурсионная деятельность в начальной школе
.
Интернет - ресурс:
http://fs01.m
etod-kopilka.ru/uploads/files/2