«Значение техники оригами для развития детей дошкольного возраста»
Значение техники оригами для развития детей в дошкольном возрасте очень велико. Оригами - японское искусство складывания бумаги История развития отечественного оригами происходит на наших глазах.
Долгое время к оригами относились лишь как к детской забаве. Лишь совсем недавно мир рассмотрел в оригами именно искусство. Оно развивает творческие и интеллектуальные возможности ребёнка. В дошкольном возрасте происходит первое знакомство с искусством оригами.
Целью занятий оригами является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения в дальнейшем.
Современное дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. Дети становятся более внимательными. А также занятия оригами:
· развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
· способствуют концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
· имеют огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
· стимулируют и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
· активизирует мыслительные процессы, познавательную активность.
· оказывают положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивают речь;
· углубляют знания дошкольников об окружающем мире;
· стимулируют поисковую деятельность;
· развивают мелкую моторику рук, способствуют подготовке руки к письму;
· позволяет играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве.
В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность; благодаря овладению элементарными умениями в технике Оригами дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи. Иными словами, овладение ребенком приемами техники Оригами всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Методы и приемы изготовления поделок по типу оригами достаточно разнообразны.
Как правило работу по ознакомлению с техникой оригами начинается с изучения «базовых форм». Базовые формы — так называют те фигурки, с которых начинается изготовление модели. В основе всех базовых форм лежит квадрат. Детям предлагается следующие базовые формы: книжка, треугольник, квадрат, двойной квадрат, дверь, ромб, блинчик.
Во время обучения детей оригами используются следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устная инструкция, демонстрация схемы выполнения поделки.
Для создания мотивации используются игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяется художественное слово. Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать многие детские художественные произведения.
Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы.
Начинать обучать детей искусству оригами необходимо с простейших поделок, используется метод словесного объяснения. Объясняется последовательность складывания и показывается несколько раз. Затем предлагается детям сделать это самим, педагогом оказывается индивидуальная помощь.
Постепенно происходит переход от простого к сложному. Усложняются виды сгибания. При обучении оригами необходимо давать воспитанникам больше самостоятельности. Не надо навязывать свои приемы украшения поделки. Иногда ребята могут сделать это лучше и оригинальнее.
При усвоении детьми складывания «базовых форм», работа усложняется. Если дети раньше делали отдельные поделки, то в дальнейшем предлагается составлять различные композиции из знакомых фигур.
В работе с детьми необходимо:
· поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют вреда окружающим (развитие собственного «я»);
· развивать желание ребенка сделать что-то по-своему;
· уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была;
· не подавлять инициативу ребенка собственным мнением, т.к. мнение взрослого будет порождать страх сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться);
· творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями.
· не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка;
· вносить разнообразие в работу, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы.
Методы работы по технике «Оригами»:
1. Наглядные: · рассматривание образцов, схем; · демонстрация иллюстраций по теме занятия; · наблюдение.
2. Словесные: · чтение художественной литературы; · беседы; · объяснение и обсуждение хода работы; · подбор стихотворений по различным темам.
3. Практические: · индивидуальная работа детей; · совместная деятельность взрослого и детей; · опора на личный опыт детей; · выполнение работ по инструкционным картам, схемам.
При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок разделен на ряд последующих операций:
· знакомство с образцом готовой игрушки; · анализ схемы с выполнением одной операции;
· одновременное складывание игрушек;
· оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию.
Необходимо учитывать, что для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада и обязательно сотрудничать с семьей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса
Техника оригами является универсальным способом развития ребенка. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получился ожидаемый результат.