Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 64 г. Челябинска»

454119, Челябинск, Дзержинского,12, 26 тел. 225- 01-58, 254-39-29, 64-ds@mail.ru

 

Конспект НОД по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

на тему: «Камнерезное искусство Урала. Малахитчики»

для детей подготовительной к школе группы

Педагог дополнительного

образования Мокеева Е.А.

Цель: Знакомство детей с искусством мастеров-камнерезов.

Задачи:

актуализировать представления

детей об Урале как малой родине;

формировать

эстетические представления детей о камнерезном иску

сстве как эстетической ценности;

р

азвивать эстетическую эмпа

тию дошкольников при восприятии

прои

зведений камнерезного искусства;

 

развивать креативное мышление детей,

любознательность, воображение

;

воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за нее;

способствовать созданию у детей эмоционально-положительного фона на занятии

, в

оспитывать аккуратность при

работе в нетрадиционной технике

.

Словарная работа: Урал, Уральские горы, мастер - малахитчик, камнерезное искусство, эскиз, самоцветы, малахит, граттаж.

Материальное обеспечение: Ноутбук: презентация, выставка изделий из уральских камней, ювелирные украшения из малахита и яшмы, самоцветы в породе - коллекция, фото, иллюстрации; «камень» из картона (заготовка под технику «граттаж») на каждого ребенка, шаблоны шкатулок, стеки, заостренные палочки, силуэты «золотых» ящериц в шкатулочке, маркеры и блестки (золото и серебро), запись песни "Малахитовая шкатулка», музыка «Лирический хоровод»-Уральские самоцветы, «драгоценные камушки» в шкатулке - разноцветная карамель для сюрпризного момента.

Предварительная работа: Чтение или слушание сказов П.П. Бажова «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», рисование в технике Граттаж.

Введение в тему

:

Звучит песня

" Малахитовая шкатулка».

Приветствие.

Педагог: Ребята, мы свами живем в самой большой стране. Но скажите пожалуйста, как называется край, в котором мы живём? Да, мы живем на Урале. Это наша малая Родина! Чем же славится наш Урал?

Дети: Реками, озерами, горами и лесами.

Педагог: Да, а ещё наш Уральский край знаменит на весь мир железной рудой, полезными ископаемыми, золотом, камнями-самоцветами (дети рассматривают выставку изделий из уральских камней)

Дети, вы слышали о Хозяйке Медной горы? Кто она? Это хранительница Уральских гор, драгоценных пород и камней, ценных минералов. Иногда она предстает перед людьми в виде прекрасной женщины в платье из «шёлкового» малахита, а порой в виде ящерицы - в короне.

Послушайте с какой любовью говорит она о своих камнях-самоцветах.

Ой, вы камни мои, самоцветики,
По Уралу порассыпаны.
Во горах да во долинушках,
Во лесах да во ложбинушках.
Вы красуетесь, словно цветики,
Во сырой земле спородилися
И в шкатулке приютилися.

Сама Хозяйка Медной горы попросила рассказать вам о богатствах нашего края.

Много сложено легенд об Урале.

Присаживайтесь и я расскажу вам одну из легенд об Уральских горах.

II. Познавательная деятельность:

/2 слайд/ - Давным-давно на месте Уральских гор разливалось большое море, но шли года, происходили всё разрушающие землетрясения, извергались огнедышащие вулканы, и постепенно на месте моря образовались высокие горы. Позднее их назвали Уральскими в честь юноши-героя Ура и золотой девушки Ал.

/3 слайд/ И стали люди находить красивые камни.

А, там, где раньше слышался плеск волн, находили необыкновенный камень, который своим цветом напоминал людям о существовании, в далеком прошлом, в этих местах моря. А камень этот - малахит? (демонстрация коллекции минералов, с изображением этого камня).

В нем как будто бы отражается цвет зеленых волн и белая морская пена, он зеленого цвета разных оттенков с серыми и белыми прожилками.

Именно малахит стал узнаваемым символом Уральского края.

/4 слайд/ Полюбуйтесь на камни самоцветы.

/5 слайд/ Нелегко было отыскать в горах такой камень. Далеко, далеко под землей живет наш малахит. Он похож на обыкновенный камень. Но красоту его можно было увидеть тогда, когда мастер очищал его, убирал с него все лишнее - остатки песка, земли, разрезал этот камень, выбирал красивый узор на камне, шлифовал его, то есть делал гладким, а уже потом выдумывал разные изделия из камня, рисовал эскиз и вырезал. Вспомните, как долго трудился Данила-мастер над своим каменным цветком в гостях у Хозяйки Медной горы.

/6 слайд/ Из-под рук малахитчика выходили настоящие произведения искусства. Какие изделия мы видим? Изделия украшаются драгоценными металлами: латунью, золотом, медью, платиной, серебром.

/7 слайд/ О труде добытчиков люди складывали песни, стихи, легенды.

О малахите рассказывает сказ П.П. Бажова, который вы прочитали. Да, он так и называется «Малахитовая шкатулка».

/8 слайд/ А в Санкт-Петербурге в музее Эрмитаже есть даже целый малахитовый зал. Малахитовый зал очень просторный, с высокими потолками, и все убранство этого зала выполнено из этого уральского камня: и стены, и колонны, и столики, и вазы, и чаши.

/9 слайд/ - Но все же больше всего людям полюбились малахитовые шкатулки. Их дарили: родители – дочерям, муж – жене, жених – невесте.

Посмотрите, как они могут быть украшены золотом, латунью, медью (ножки, крышка, уголки…) Что хранили в таких шкатулках девушки и женщины? (серьги, бусы, украшения…). У меня тоже есть несколько украшений из малахита и яшмы (шкатулка с ювелирными изделиями из малахита и яшмы – дети рассматривают).

А вы, дети, хотели бы попробовать себя в роли Мастеров-малахитчиков? Но, прежде, чем за дело браться, нам с вами нужно поразмяться:

Физкультминутка: 

Стоит гора-старушка (поднимают руки вверх),

До небес макушка (тянутся на цыпочках).

Ее ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук),

Ее дождик поливает (встряхивают кистями рук),

Стоит гора страдает (прикладывают ладони к щекам и качают головой)

И камешки теряет. (топают)

И каждый день, и каждую ночь (руки вверх и через стороны вниз)

Катятся, катятся камешки прочь. (топают)

И с той самой поры (поднимают руки вверх, тянутся на цыпочках)

Ничего не осталось (руки через стороны вниз, выдох)

От нашей горы!

Отдохнули мы под шуточное стихотворение. Ну а теперь за дело! Представим, что мы в мастерской камнерезов-малахитчиков. У каждого мастера свой камень.

Мы уже говорили, что камни похожи на обыкновенные. (На стол выкладываются «камни» и алгоритм действий). А красоту их можно увидеть, когда мастер очищает их и разрезает. Прежде чем начать вырезать какое-то изделие, что нужно нарисовать? (эскиз). Так с чего мы начнем? Правильно, нарисуем эскиз (обведём шаблон острой палочкой). А затем? «Вырезаем» из камня шкатулку. Вспомните, в какой технике мы работали, когда знакомились со Златоустовской гравюрой? (граттаж). Этой техникой мы можем воспользоваться, чтобы вырезать шкатулку? Что для этого нам понадобится? (инструмент - стека-нож). А что будем делать на заключительном этапе? (украшать шкатулку «золотом»). А для этого у нас есть «золотые» маркеры и блестки.

Можно приступать к работе.

III. Творческая практическая деятельность. Звучит музыка «Лирический хоровод».

Наши шкатулки готовы. Но чего-то им не хватает?

Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет.

Хвост оборвёт — другой наживёт. (Ящерица)

Открывается шкатулочка, а там «золотые» ящерицы. (Дети наклеивают их на свою шкатулку).

IV. Рефлексия.

Рассмотрим, какие красивые шкатулки у нас получились, вы постарались, украсили их, не одна шкатулка не похожа на другую. Слава о малахитовой шкатулке разлетелась далеко за пределы Урала, России. Иностранные гости стремятся приобрести их на память, как сувенир. И вы можете шкатулочки оставить себе на память. Или пополнить нашу выставку уральских промыслов малахитовыми красавицами.

Итог: Вот мы с вами, ребята, и узнали, что такое малахит, какого цвета он бывает, что изготавливают из него. Люди какой профессии работают с малахитом? (малахитчики). С каким видом искусства мы сегодня познакомились? (камнерезное). Славится наш Урал своими мастерами-умельцами, своими делами.

Молодцы, вы хорошо потрудились.

Сюрпризный момент: А теперь, для вас и наших гостей, сюрприз от Хозяйки медной горы. Шкатулка с «драгоценными камнями-самоцветами» (разноцветные конфеты-леденцы в прозрачной обёртке), дети рассматривают и угощаются.