Конспект ООД в старшей группе «Знакомство с декоративно-прикладным искусством на примере русской игрушки - матрешки».

Цель: приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с русской народной игрушкой матрешкой как символом декоративно-прикладного искусства.

Задачи.

Образовательные:

         Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки,

         Формировать умения: анализировать изобразительный материал, обобщать, выделять особенное и характерное.

 

Воспитательные:

         Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

         Воспитывать нравственные качества: аккуратность, усидчивость, ответственность, уважение к труду народных мастеров и народному искусству.

         Мотивировать воспитанников на успех в работе,

 

Развивающие:

         Развивать мелкую моторику рук, образное воображение, фантазию, внимание .

         Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России.

         Развивать навыки самоконтроля при включении в самостоятельную работу,

         Развивать эстетический вкус при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства.

Дидактический материал: 

иллюстративный материал о матрёшках; матрёшки-сувениры различного вида;

Предварительная работа: Знакомство с куклой – матрешкой, её конструктивными особенностями, техникой изготовления, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание, знакомство с обобщающим понятием «одежда», изучение предметов мужского и женского гардероба.)

Раздаточный материал: шаблоны из фанеры для раскрашивания, гуашь, кисти .

Содержание:

         Организационный момент,

         Сообщение темы и цели занятия,

         Изучение теоретического материала по плану:

o   У матрешки дед – японец,

o   Матрешка - обобщенный образ русской красавицы,

o   Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности,

         Физкультминутка,

         Самостоятельная работа,

         Подведение итогов занятия.

Планируемые результаты: Формирование навыков декоративного рисования.

Предметные:

Знать:

           Историю возникновения матрешки.

Уметь:

         Уметь сравнивать предметы, находить сходства и различия,

         Уметь различать традиционные русские матрешки,

         Уметь работать с гуашью.

Познавательные:

         Отвечать на вопросы воспитателя, самим задавать вопросы,

         Учиться зрительно запоминать,

         Уметь сравнивать предметы, находить сходства и различия,

Коммуникативные:

         Осуществлять обмен знаниями, участвовать в совместном обсуждении;

         Слушать и понимать других.

Регулятивные:

         оценивать свою работу, исправлять и объяснять ошибки,

Личностные:

         Развивать познавательный интерес к истории и культуре России,

         Развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность,

         Развивать навыки декоративного рисования.

 Ход занятия.

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, вы уже позавтракали и успели поиграть игрушками. Какими игрушками вы играли?

Дети: кубики, куклы, машинки, мячи…

Воспитатель: Я для вас принесла еще одну игрушку. Эта игрушка существует уже много лет в нашей стране. Русский народ очень ее любит. Попробуйте отгадать, что я вам принесла:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Конечно, это Матрешка! Она пришла к нам в гости и хочет с вами познакомиться. А вы хотите с ней познакомиться?

Дети: Да!

Основная часть

Воспитатель: Давайте поздороваемся и скажем Матрешке, как нас зовут.

Все вместе: Здравствуйте, добро пожаловать!

Воспитатель: Меня зовут Анна Андреевна.

Дети: Меня зовут Варя. Меня зовут Миша и т. д.

Матрёшка – настоящая русская красавица. Символ русского декоративно-прикладного искусства.

Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер тщательно выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...

Сегодня мы поговорим о матрешке,  как она возникла, какие виды русской матрешки бывают, узнаем об особенностях изготовления  матрешки и выполним свои, авторские матрешки.

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

  Для знакомства с русской матрешкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны. Ну что, начнем путешествие!

В конце 19 века в Россию в семью Мамонтовых из Японии кто-то привез японскую точеную фигурку старичка - святого Фукуруму.

Внутри неё была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких кукол насчитывалось 5.

   Эта игрушка Мамонтовым очень понравилась. И они попросили токаря Василия Звездочкина   сделать похожую игрушку . Василий Звездочкин на токарном станке выточил свою первую матрешку .Потом известный художник Сергей Малютин   расписал фигурку на русский лад – это была круглая румяная девушка в цветастом платке,    сарафане, в переднике, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, отличались друг от друга, а последняя изображала спеленатого младенца.   

Воспитатель: Ребята, Матрешка хочет нам рассказать, что её название произошло от женского имени Матрена. Вам знакомо это имя?

Дети: нет.

Воспитатель: В наше время это имя практически не встречается. Но матрешка появилась в нашей стране очень давно, более 100 лет назад. Люди очень полюбили её и назвали обычным для того времени женским именем – Матрена. Раньше так называли многих девочек и женщин. Вот и куклу зовут также, как и обычную девочку – Матрена, Матренушка или Матрешка.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

Игрушка-кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

«Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А, может на Танюшку?»-

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете, И радует весь мир.

Воспитатель: Мне кажется, что Матрешка пришла к нам не одна. Эта игрушка не простая. У нее есть подружки. Где же они?

Дети: Внутри!

Воспитатель: Давайте попросим Матрешку открыться.

Все вместе: Ты, матрешка, не шути,

Есть подружка? - покажи!

Воспитатель открывает матрешку, и перед детьми появляется еще одна кукла.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Красивая, веселая, яркая, нарядная.

Воспитатель: Я согласна с вами. Мы с вами уже узнали, что Матрешка – это игрушка, которая пришла к нам из давнего времени. В те времена люди одевались по-другому. Никто не носил футболки и шорты. Такой одежды тогда не было. Как одевались девочки и женщины? Мы узнаем от нашей гостьи, куклы Матрешки. Посмотрите внимательно, во что одета Матрешка. Что у Матрешки на голове?

Дети: Платок.

Воспитатель: Действительно, платок. Много лет назад шапки было трудно купить, и женщины повязывали на голову платки. Как вы думаете, Матрешке нравится её платок?

Дети: Да. Платок у нашей матрешки яркий, красивый, украшен цветами.

Воспитатель: Женщины любили носить платки и повязывали их почти каждый день. Когда был праздник, то они надевали самые яркие, красивые платки. Вот и наши Матрешки, собираясь к нам в гости, надели свои самые нарядные платочки.

Какая ещё одежда есть у нашей Матрешки?

Дети: Рубашка, сарафан и фартук.

Воспитатель: На Матрешке надета рубашка. На рубашке – сарафан.

В те времена, когда появилась в России кукла - матрешка, многие женщины и девочки носили сарафаны. Вот и Матрешки нарядились. Да и фартуки цветные повязали.

- Ребята, а может у наших матрешек есть еще одна подружка? Давайте спросим.

Все вместе: Ты, матрешка, не шути

,Есть подружка? - покажи!

(Воспитатель открывает матрешку далее и рассматривает с детьми оставшихся матрешек.

Физкультминутка.

Хлопают в ладошки дружные матрешки.

На ногах сапожки – топают матрешки.

Вправо, влево наклонились

Всем знакомым поклонились.

Ладушки, ладушки – веселые матрешки.

Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Давайте пройдём в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

Практическая работа «Нарисуй свою матрешку».
Сегодня вы будете мастерами-художниками и создадите авторскую матрешку. Она должна получиться яркой, веселой, радостной.                  

Матрёшка «раздаёт» своих подруг детям, воспитатель просит детей придумать свой наряд  матрёшкам. Подобрать цвета и приступить к работе.

Во время работы матрёшка «ходит» и наблюдает за выполнением задания, может подсказать или похвалить ребёнка.

Гимнастика для уставших пальчиков.

Долго-долго рисовали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

Рисовать опять начнем.

Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы, посмотрите, какие они замечательные получились, все разные и красивые. Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках?

Что понравилось?

А трудности вы испытывали в чём-то?

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими новыми подружками и пригласим их в гости к нам снова. В следующий раз мы подготовимся к встрече и нарисуем ещё красивых матрешек, чтобы нашим гостям было весело!