Конспект ООД в старшей группе «Знакомство с декоративно-прикладным искусством на примере русской игрушки - матрешки».
Цель: приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с русской народной игрушкой матрешкой как символом декоративно-прикладного искусства.
Задачи.
Образовательные:
Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки,
Формировать умения: анализировать изобразительный материал, обобщать, выделять особенное и характерное.
Воспитательные:
Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.
Воспитывать нравственные качества: аккуратность, усидчивость, ответственность, уважение к труду народных мастеров и народному искусству.
Мотивировать воспитанников на успех в работе,
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук, образное воображение, фантазию, внимание .
Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России.
Развивать навыки самоконтроля при включении в самостоятельную работу,
Развивать эстетический вкус при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства.
Дидактический материал:
иллюстративный материал о матрёшках; матрёшки-сувениры различного вида;
Предварительная работа: Знакомство с куклой – матрешкой, её конструктивными особенностями, техникой изготовления, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание, знакомство с обобщающим понятием «одежда», изучение предметов мужского и женского гардероба.)
Раздаточный материал: шаблоны из фанеры для раскрашивания, гуашь, кисти .
Содержание:
Организационный момент,
Сообщение темы и цели занятия,
Изучение теоретического материала по плану:
o У матрешки дед – японец,
o Матрешка - обобщенный образ русской красавицы,
o Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности,
Физкультминутка,
Самостоятельная работа,
Подведение итогов занятия.
Планируемые результаты: Формирование навыков декоративного рисования.
Предметные:
Знать:
Историю возникновения матрешки.
Уметь:
Уметь сравнивать предметы, находить сходства и различия,
Уметь различать традиционные русские матрешки,
Уметь работать с гуашью.
Познавательные:
Отвечать на вопросы воспитателя, самим задавать вопросы,
Учиться зрительно запоминать,
Уметь сравнивать предметы, находить сходства и различия,
Коммуникативные:
Осуществлять обмен знаниями, участвовать в совместном обсуждении;
Слушать и понимать других.
Регулятивные:
оценивать свою работу, исправлять и объяснять ошибки,
Личностные:
Развивать познавательный интерес к истории и культуре России,
Развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность,
Развивать навыки декоративного рисования.
Ход занятия.
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, вы уже позавтракали и успели поиграть игрушками. Какими игрушками вы играли?
Дети: кубики, куклы, машинки, мячи…
Воспитатель: Я для вас принесла еще одну игрушку. Эта игрушка существует уже много лет в нашей стране. Русский народ очень ее любит. Попробуйте отгадать, что я вам принесла:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Конечно, это Матрешка! Она пришла к нам в гости и хочет с вами познакомиться. А вы хотите с ней познакомиться?
Дети: Да!
Основная часть
Воспитатель: Давайте поздороваемся и скажем Матрешке, как нас зовут.
Все вместе: Здравствуйте, добро пожаловать!
Воспитатель: Меня зовут Анна Андреевна.
Дети: Меня зовут Варя. Меня зовут Миша и т. д.
Матрёшка – настоящая русская красавица. Символ русского декоративно-прикладного искусства.
Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.
Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
Мастер тщательно выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...
Сегодня мы поговорим о матрешке, как она возникла, какие виды русской матрешки бывают, узнаем об особенностях изготовления матрешки и выполним свои, авторские матрешки.
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?
Для знакомства с русской матрешкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны. Ну что, начнем путешествие!
В конце 19 века в Россию в семью Мамонтовых из Японии кто-то привез японскую точеную фигурку старичка - святого Фукуруму.
Внутри неё была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких кукол насчитывалось 5.
Эта игрушка Мамонтовым очень понравилась. И они попросили токаря Василия Звездочкина сделать похожую игрушку . Василий Звездочкин на токарном станке выточил свою первую матрешку .Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, в переднике, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, отличались друг от друга, а последняя изображала спеленатого младенца.
Воспитатель: Ребята, Матрешка хочет нам рассказать, что её название произошло от женского имени Матрена. Вам знакомо это имя?
Дети: нет.
Воспитатель: В наше время это имя практически не встречается. Но матрешка появилась в нашей стране очень давно, более 100 лет назад. Люди очень полюбили её и назвали обычным для того времени женским именем – Матрена. Раньше так называли многих девочек и женщин. Вот и куклу зовут также, как и обычную девочку – Матрена, Матренушка или Матрешка.
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал,
Игрушка-кукла расписная,
А как назвать её, не знал.
«Красивая игрушка,
Похожа на Катюшку,
А, может на Танюшку?»-
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка,
Как русская девчушка.
И мастер ту игрушку
Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка,
Как русский сувенир.
Шагает по планете, И радует весь мир.
Воспитатель: Мне кажется, что Матрешка пришла к нам не одна. Эта игрушка не простая. У нее есть подружки. Где же они?
Дети: Внутри!
Воспитатель: Давайте попросим Матрешку открыться.
Все вместе: Ты, матрешка, не шути,
Есть подружка? - покажи!
Воспитатель открывает матрешку, и перед детьми появляется еще одна кукла.
Воспитатель: Какая она?
Дети: Красивая, веселая, яркая, нарядная.
Воспитатель: Я согласна с вами. Мы с вами уже узнали, что Матрешка – это игрушка, которая пришла к нам из давнего времени. В те времена люди одевались по-другому. Никто не носил футболки и шорты. Такой одежды тогда не было. Как одевались девочки и женщины? Мы узнаем от нашей гостьи, куклы Матрешки. Посмотрите внимательно, во что одета Матрешка. Что у Матрешки на голове?
Дети: Платок.
Воспитатель: Действительно, платок. Много лет назад шапки было трудно купить, и женщины повязывали на голову платки. Как вы думаете, Матрешке нравится её платок?
Дети: Да. Платок у нашей матрешки яркий, красивый, украшен цветами.
Воспитатель: Женщины любили носить платки и повязывали их почти каждый день. Когда был праздник, то они надевали самые яркие, красивые платки. Вот и наши Матрешки, собираясь к нам в гости, надели свои самые нарядные платочки.
Какая ещё одежда есть у нашей Матрешки?
Дети: Рубашка, сарафан и фартук.
Воспитатель: На Матрешке надета рубашка. На рубашке – сарафан.
В те времена, когда появилась в России кукла - матрешка, многие женщины и девочки носили сарафаны. Вот и Матрешки нарядились. Да и фартуки цветные повязали.
- Ребята, а может у наших матрешек есть еще одна подружка? Давайте спросим.
Все вместе: Ты, матрешка, не шути
,Есть подружка? - покажи!
(Воспитатель открывает матрешку далее и рассматривает с детьми оставшихся матрешек.
Физкультминутка.
Хлопают в ладошки дружные матрешки.
На ногах сапожки – топают матрешки.
Вправо, влево наклонились
Всем знакомым поклонились.
Ладушки, ладушки – веселые матрешки.
Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Давайте пройдём в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.
Практическая работа «Нарисуй свою матрешку».
Сегодня вы будете мастерами-художниками и создадите авторскую матрешку. Она должна получиться яркой, веселой, радостной.
Матрёшка «раздаёт» своих подруг детям, воспитатель просит детей придумать свой наряд матрёшкам. Подобрать цвета и приступить к работе.
Во время работы матрёшка «ходит» и наблюдает за выполнением задания, может подсказать или похвалить ребёнка.
Гимнастика для уставших пальчиков.
Долго-долго рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
Рисовать опять начнем.
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы, посмотрите, какие они замечательные получились, все разные и красивые. Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера.
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках?
Что понравилось?
А трудности вы испытывали в чём-то?
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими новыми подружками и пригласим их в гости к нам снова. В следующий раз мы подготовимся к встрече и нарисуем ещё красивых матрешек, чтобы нашим гостям было весело!