Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект интегрированного занятия
по финансовой грамотности
«Знакомство с финансами»
(дата проведения: 21.05.2024)
Подготовили и провели
воспитатели группы №2:
Бахметова В.С.
Соболева В.Н.
Санкт-Петербург
2024
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Задачи: Познакомить детей с первичными финансовыми представлениями;
Обогатить словарный запас детей по теме «Деньги»;
Способствовать формированию основных качеств у детей по умению принятия самостоятельных решений;
Воспитание уважения к своему и чужому труду;
Воспитывать бережное отношение к деньгам;
Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
Предварительная работа:
Беседа с детьми «Что такое потребности?» (основные потребности и желания). Словесная игра «Что мне нужно?»; Демонстрация слайд-презентации «История денег»; Знакомство детей с пословицами и поговорками о труде; Чтение сказок по финансовой грамотности: «Как зайчата монетки тратили», «Хранители бюджета». Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело».
Ход занятия:
Ребята старшей группы на одном из-за занятий по программе Детский сад - Дом радости, познакомились с понятием «деньги», «монета», «банкнота» и «пластиковая карта». Научились делать кошельки в технике «оригами»
и, захотели поделиться своими знаниями с ребятами средней группы.
Они решили с младшими ребятами поиграть в магазин «Игрушек». Для этого они заранее подготовили товары, сделанные своими руками из бросового материала.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, которых мы давно ждали
(в игровую комнату проходят дети средней группы).
Воспитатель: А какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
Ребята! Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед),
Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед),
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе),
Вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть (приседаем),
Можем мы большими быть (вырастаем на носочках),
Но один никто не будет (соединяемся в середине).
Присаживайтесь на стулья, наши ребята хотят загадать вам загадки.
Загадки:
В кошелёк мы их кладём. С ними в магазин идём. (Деньги)
На товаре быть должна Обязательна. (цена)
Взял конфет и ананасы оплати товары в … (кассе)
И врачу, и акробату выдают за труд. (зарплату)
Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
Воспитатель: Ребята, что это за слова такие? (Ответы детей.) Правильно, это финансовые термины.
Давным –давно, было такое время, когда денег у людей ещё не было. Они обменивались разными вещами, например: зерно меняли на орудие труда, домашних животных и шкуры на украшения из ракушек и других красивых камней. Это называлось –Натуральный обмен. Товары служили в место денег. И только потом, спустя много-много лет, люди изобрели первые деньги, с помощью которых покупали все необходимое.
Ребят, что из себя представляют современные деньги? (монеты, купюры). (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они? Круглые, металлические, звенят. Какие монеты вы знаете? (показ на экране слайда с изображением монет, дети называют монеты разного достоинства)
Воспитатель: Давайте рассмотрим - купюры. Какие они? Бумажные, прямоугольные, шуршат. Какие купюры вы знаете? (показ на экране слайда с изображением купюр, дети называют купюры разного достоинства)
(Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям на экране).
Воспитатель: Ребята, Монетка и Рублик поспорили между собой, какие деньги для людей удобнее и нужнее, монеты или купюры? Вы как думаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы разрешить их спор, может, мы это проверим? А как мы можем это проверить? (Ответы детей)
Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, в другом купюру. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (купюра рвётся, монета нет.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
(Ответы детей: монета прочнее)
Воспитатель: Правильно, монета прочнее. Она не мнётся и не рвется. А где хранят деньги? (Ответы детей: в кошельке) А где мы его сейчас можем взять? (Ответы детей: сделать самим)
Воспитатель: Наши ребята умеют делать кошелек из бумаги и хотят научить вас, как его можно сделать.
Воспитатель: Но мы с вами засиделись, предлагаю сделать разминку.
Физминутка:
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
Воспитатель: А теперь приглашаем вас за столы, где вы можете увидеть, как из бумаги создается кошелек. (дети старшей группы показывают, как сложить из бумаги кошелек в технике оригами)
Воспитатель: Ребята, вам нравятся кошельки? (Ответы детей)
Воспитатель: Но, у каждого человека свой кошелек, и у всех они бывают разные, по цвету, форме и материалу. (рассматривание различных кошельков)
Воспитатель: Мы предлагаем вам украсить ваши кошельки, как вы пожелаете, а наши ребята вам в этом помогут. (ребята средней группы украшают свои кошельки в технике аппликации)
Воспитатель: В нашей группе есть «Магазинчик», в котором можно купить различные товары. А, что вам для этого не хватает? (Ответы детей-деньги)
Воспитатель: Сейчас наши ребята вам покажут, как можно сделать деньги для игры.
(Демонстрация изготовления бумажных монет, «отпечатка», в технике фроттаж, с помощью монеты, простого карандаша и листа бумаги)
Воспитатель: Ну что, ребята, теперь у нас есть всё, чтобы сделать покупки в нашем «Магазинчике».
- А как называют человека, который продает товар? (Ответы детей – продавец)
- А как называют человека, который покупает товар? (Ответы детей – покупатель)
- Давайте вспомним, как нужно вести себя в магазине? (Ответы детей)
- Правильно! В магазине нужно соблюдать тишину, не шуметь. Терпеливо ожидать своей очереди. Если тебе что-то нужно узнать о товаре, вежливо спроси об этом у продавца.
А теперь приглашаем вас в наш магазинчик (дети средней группы выбирают себе товары и оплачивают их на кассе).
Воспитатель: Ну, что, ребята, вы довольны своими покупками? Каждый купил всё, что хотел? Всем ли хватило товаров? (Ответы детей)
Воспитатель: Спасибо вам большое, теперь вы знаете, что нужно делать с деньгами и как их правильно потратить на нужные вещи.
Полчаса мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
И нашим гостям скажем, до свидания!
(Дети средней группы уходят)