Знакомство с картиной К.Ф. Юона «Волшебница зима»

конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Соловьёва Светлана Амировна, воспитатель МБДОУ № 101,

г. Ульяновск

Программное содержание:

Цель – учить детей понимать, что изображено на картине, что хотел выразить художник, с помощью каких средств.

Задачи:

обучающие

учить детей анализировать произведение изобразительного искусства, выявлять его содержание, настроение, средства выразительности;

упражнять в изображении персонажей картины с использованием опорных схем,

в закрашивании цветными карандашами и фломастерами, не выходя за контуры,

в создании коллективной композиции, располагая её детали

в соответствии с общим замыслом

развивающие

развивать эмоциональный интеллект дошкольников с опорой на их личный опыт;

расширять словарь прилагательными-синонимами, словами, обозначающими чувства, настроение

воспитательные

воспитывать эстетические чувства при рассматривании картины худо

жника; любовь к родной природе; положительные взаимоотношения со сверстниками

Технологии:

игровая

(

использование игровых приёмов, способствующих

субъективизации

образовательного процесса)

информационно-коммуникационная

(использование возможностей электронных средств обучения)

мультисенсорная (использование разных каналов восприятия)

моделирование (

использование опорных схем

)

Предшествующая работа:

чтение художественных произведений, загадок на тему «Зимние забавы»

пантомима и мимические упражнения, пальчиковая гимнастика

рассматривание зимней одежды на прогулке, наблюдение за погодой, играми детей на соседних участках

разучивание стихотворного текста для физкультминутки

Материал:

интерактивная доска или мультимедийная установка и экран

;

презентация с портретом художника К.Ф.

Юона

и репродукцией его картины «Художница зима»;

карточки-помощницы с изображением символов для использования разных органов чувств;

лист ватмана с фоновым изображением: снег, замёрзшая река, деревья, дома, заборы;

опорные схемы:

аудио запись инструментальной музыки;

для каждого ребёнка: простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей, набор фломастеров, лист бумаги 7х10см

Словарная работа:

блестящий, искрящийся, яркий, переливающийся, сверкающий

(прилагательные-синонимы)

радость, бодрость, активность, спокойствие, лёгкость, воздушность

, свежесть

(слова, отражающие настроение картины)

упражнение «Подбери слова, в которых слышится слово снег»

упражнение «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

Ход занятия:

Вводная часть

Ребята, предлагаю сегодня познакомиться с русским художником Константином Фёдоровичем

Юоном

и одной из его прекрасных работ.

На экране появляется изображение художника.

Константин Фёдорович

родился в

Москве

и многие свои картины написал

в

подмосковном селе

Лигачёво

, где у него была своя мастерская. Он очень любил зиму. Много внимания уделял изображению снега, который получался у него то пушистый, лёгкий, искрящийся, то тяжёлый, плотный, серый

, то разноцветный, отражающий свет, тень и предметы на нём, вобравший в себя все оттенки окружающей природы. Предлагаю полюбоваться одной из картин художника.

Основная часть

На экране появляется репродукция картины «Волшебница зима». Педагог включает музыку, даёт время рассмотреть картину.

Как вы думаете, почему это произведение называется «Волшебница зима»? Что отражает это название?

Многие картины

Юона

были написаны им как бы сверху, с высоты полёта птицы. Здесь есть этот эффект? Что на это указывает?

Кого мы можем увидеть на полотне?

Что делают люди? Во что одеты?

Каких домашних животных здесь можно увидеть? Чем они заняты?

Эта картина живая, активная (динамичная) или неподвижная, будто замершая (статичная)?

Как художнику удалось это изобразить?

Какие цвета он использует в своём произведении?

Вдохните, закройте глаза и произнесём волшебные слова «Раз, два, три, в картину попади».

Посмотрите на этот символ. Что это? (нос) Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (какие запахи можно ощутить, оказавшись внутри содержания картины)

Что значит этот символ? (ухо – какие звуки можно услышать)

О чём говорит этот символ? (рука – что можно ощутить через прикосновение)

А этот символ (сердечко) поможет нам рассказать о настроении картины и её персонажей – тех, кто на ней изображён.

Теперь закроем глаза, хлопнем три раза в ладоши и снова окажемся зрителями картины. Скажите, что вы чувствуете, когда смотрите на неё?

Предлагаю поиграть.

Проводится физкультминутка «На дворе мороз и ветер».

А теперь мы используем волшебную лупу, чтобы вы смогли выбрать того персонажа картины, которого хотели бы изобразить сами.

С помощью эффекта выделения – приближения в презентации рассматриваются детали картины, воспитанники выбирают то, что им понравилось, берут соответствующую опорную схему.

С чего начнёте? Что будете рисовать потом?

Во время выполнения детьми творческих работ педагог оказывает помощь с применением приёмов «рисование в воздухе», «рука в руке», «комментирование действий» и т.д. По завершении дети подходят к ватману с фоном и размещают на нём своих персонажей.

Заключительная часть

Посмотрите, что у нас с вами получилось. Как можно назвать эту картину? Почему?

Какие эмоции она вызывает?

Как вы думаете, что было до того, как все эти люди и животные здесь оказались?

Что может произойти позже?

Что вы чувствовали, когда создавали эту картину?