Комитет по образованию Административного городского округа Подольск
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества
«Утверждаю»
Директор МУ ДО ЦДТ
________ С. В. Огаркова
План - конспект
открытого занятия
педагога дополнительного образования
Сокол Юлии Эдуардовны
тема
«Знакомство учащихся с понятием баланс»
2022г.
План – конспект
открытого занятия к педагогическому конкурсу
«Сердце отдаю детям».
Дата: 17.05.2022 г
Тема: «Знакомство учащихся с понятием баланс».
Цель: познакомить учащихся с понятием баланс посредством использования чувств равновесия и устойчивости.
Задачи:
Предметные:
- способствовать физическому развитию детей посредством чувства равновесия;
- обучить приемам самоконтроля;
- ознакомить с терминологией;
- формировать чувство устойчивости;
- развивать координацию движений с помощью равновесия;
- укрепить опорно-двигательный аппарат;
Метопредметные:
- формировать навыки коллективного общения;
- формировать навыки творческого взаимодействия на занятии с педагогом;
- развивать внимание, память.
Личностные:
- способствовать психологическому раскрепощению посредством создания атмосферы доброжелательности;
- активизировать интерес к танцу;
- формировать целеустремленность;
Тип занятия: изучение нового материала.
Педагогические технологии:
- групповая технология;
- ИКТ;
- личностно-ориентированная технология;
- технология дифференцированного обучения.
Форма работы: фронтальная
Методы:
1. Наглядные: демонстрация, показ движений;
2. Словесные: объяснение, беседа;
3. Практические: упражнения;
4. Творческий метод: импровизация;
5. Игровые методы: отгадывание кроссвордов.
Музыкальный материал:
Музыка русских и зарубежных композиторов квадратного построения с четким ритмическим рисунком и ярко выраженной фразировкой.
Принципы отбора репертуара:
- соответствие хореографическим задачам;
- доступность, соответствие возрастным особенностям детского восприятия;
- художественный вкус;
- соответствие стиля и характера исполняемого движения музыкальному материалу.
Материально-техническое обеспечение:
- хореографический зал, оборудованный балетными станками, зеркалами;
- кубики для йоги, скакалки;
- дидактический материал (кроссворд, анатомический атлас);
- индивидуальная форма учащихся;
- компьютер, звуковые колонки;
- мультимедийный проектор с интерактивной доской;
Подготовка аудитории к занятию:
Проверяется техническая готовность аппаратуры, чистота полов, проветривается помещение за 30 мин до занятия.
План занятия.
1.Вводная часть 3 мин
Организационный момент.
- вход в танцевальный зал;
- знакомство с педагогом;
- проверка готовности к занятию;
- инструктаж по технике безопасности;
- обозначение темы и цели занятия;
2. Подготовительная часть 2 мин
Разминка.
- Приседания - demi plie, grand plie;
- подымание на полупальцы – releve;
- наклоны вперед-сторону-назад со скакалкой в руках сложенной пополам;
- прыжки на скакалке, или без скакалки (разогрев ног, стоп, бедер – основного инструмента танцора).
Примечание: репродуктивный, практический метод.
3. Основная часть 20 мин
- анатомический разбор строения позвоночника и тазобедренного сустава человека;
- базовые упражнения на равновесие, лежа на кубиках;
- базовые упражнения на равновесие, стоя на кубиках;
- терминология хореографических элементов;
- танцевальная импровизация на баланс.
4. Заключительная часть 5 мин
Подведение итогов.
- проверка усвоения теоретических знаний: разгадывание кроссворда;
- рефлексия;
- основное построение для выхода из зала;
- поклон педагогу.
- выход из танцевального зала.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Учащиеся входят в зал. Построение в шахматном порядке. Педагог представляется учащимся:
Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас, таких улыбающихся, радостных! Надеюсь, что мое занятие будет для вас интересным, познавательным, и мы успеем познакомиться и подружиться.
- Меня зовут Юлия Эдуардовна. Я руководитель детского хореографического коллектива «Шаг Вперед». Мы с вами не знакомы. Я буду к вам обращаться по имени, написанном на бейджиках, которые прикреплены к вашим футболкам.
- Вижу, что вы готовы к занятию: внешний вид опрятный (проверка внешнего вида, формы, обуви, прически).
Педагог (показывает поклон): Вы знаете, что это за движение? Это поклон. Таким образом, вместо привычного «здравствуйте» принято приветствовать друг друга в мире танца. Давайте, мы его с вами исполним (исполнение поклона).
Педагог: Хореографические занятия – травмоопасный вид деятельности, поэтому танцоры знают правила техники безопасности. Послушайте, пожалуйста, инструкцию:
(педагог показывает инструкцию по ТБ на экране - 1 слайд).
Брать инвентарь
с
разрешения педагога;
Не иметь на себе предметы, представляющие опасность для себя и
окружающих
;
Выполнять упражнения с предметом на безопасном расстоянии от зеркал;
Выполнять упражнения на безопасном расстоянии друг от друга
, соблюдая дистанцию и интервалы
.
2. Основная часть.
Теоретическая часть.
Педагог: На нашем занятии мы познакомимся с балансом. Баланс - способность сохранять устойчивость тела и держать равновесие во время движения.
- Без баланса не будет красивого, изящного танца, ведь именно чувство баланса позволяет во время исполнения даже очень сложных движений сохранять устойчивость и равновесие. Баланс – это способность не падать, сохраняя гармонию движений.
Педагог: Давайте произнесем хором, как называется состояние, с помощью которого мы будем сохранять чувство равновесия и устойчивости (дети повторяют понятие)? Во время занятия будьте внимательны, запоминайте всю терминологию. Баланс невозможен без опорно-двигательного аппарата, вестибулярной системы и зрительной системы.
Слайд 2 «Опорно-двигательный аппарат»
Педагог: Посмотрите на опорно-двигательный аппарат человека, который состоит из скелета, суставов, сухожилий и мышц. Основа скелета – позвоночник (проговаривают термин). Позвоночник в хореографии называют осью. Она важна для соблюдения баланса. Скелет также имеет кости и суставы. Суставы обеспечивают подвижность костей. В чувстве баланса важную роль играет тазобедренный сустав (или центр тяжести) (проговаривают термины). Движение и сохранение баланса также невозможно без мышц.
Слайд 3 «Вестибулярный аппарат»
Педагог: Вестибулярный аппарат – орган, который расположен во внутреннем ухе, он контролирует положение тела в пространстве и обеспечивает его равновесие (показ на слайде).
Слайд 4 «Зрительная система»
Педагог: Основа зрительной системы – глаза, соединительные пути, ведущие к зрительной коре и другим частям мозга (показ на слайде).
Педагог: Надеюсь, что полученная информация пригодиться вам для выполнения балансировочных упражнений.
Практическая часть
А) Разминка.
Педагог: Перед тем как мы приступим к основным упражнениям, нам надо разогреть мышцы. Предлагаю взять скакалки.
приседания (
demi
plie
,
grand
pli
é
)
со скакалкой
в руках
сложенной пополам;
подымание на полу пальцы (
r
eleve
)
со скакалкой
в руках
сложенной пополам;
наклоны вперед-сторону-назад
со скакалкой в руках сложенной пополам;
Педагог: Сейчас мы будем выполнять прыжки. Вы можете выбрать: делать прыжки со скакалкой или без нее. Как вам больше нравится.
прыжки на скакалке, или без скакалки (разогрев ног, стоп, бедер – основного инструмента танцора).
Примечание. Применение личностно-ориентированной технологии с дифференцированным подходом: учащимся предлагается на выбор прыжки на скакалке или без скакалки.
Б). Упражнения.
Упражнение 1.
Лечь спиной на кубики. Один кубик кладется под плечи, другой под стопы.
Педагог: Предлагаю два варианта упражнения:
1) кубики кладем широким основанием на пол;
2) кубики кладем ребром на пол.
Педагог: Я вас поделю на группы.
педагог делит учащихся на две группы по уровню подготовки:
- физически менее подготовленные учащиеся;
- физические более подготовленные учащиеся.
Примечание. Применение технология дифференцированного обучения.
Это упражнение на развитие равновесия в теле. Ваша задача вытянуться «крестом», т е тянемся головой вперед, ногами назад, руками в стороны. Почувствуйте мышцы вдоль позвоночника. Их надо напрячь. В хореографии это называется ось. Почувствуйте мышцы таза тоже через напряжение. Это центр тяжести. Если упражнение выполнено правильно, появляется ощущение полета.
Упражнение 2.
Встать обеими ногами на кубик, другой кубик держать в руках, вытянутых вперед. Это ИП. В медленном темпе поднять правую ногу, согнутую в колене вверх. Все время контроль над центром тяжести и вытяжением через ось. Выпрямить ногу вперед. Вернуться в ИП. Выпрямить ногу в сторону. Вернуться в ИП. Выпрямить ногу назад. Вернуться в ИП. Повторить упражнение с другой ноги.
Применение личностно-ориентированной технологии с дифференцированным подходом: учащиеся выбирают стоять без кубика, на одном кубике, или на двух.
Педагог: Выполняем упражнение в медленном темпе, уделяя внимание необходимости сохранять мышечное напряжение длительное время в соответствующих центрах – мышцах вдоль оси (позвоночника) и центра тяжести (тазобедренного сустава).
Упражнение 3.
Встать обеими ногами на кубик. Другой кубик положить на голову. Выполнять наклоны корпусом вперед с разными позициями рук, в сторону с разными позициями рук.
Педагог: Мы уже знаем, что воображаемая вертикаль – ось (позвоночник), которая выходит ровно из центра тяжести – тазобедренного сустава должна стремиться вверх (вытяжение). Пожалуйста, концентрируйте внимание на этом.
Примечание. Применение личностно-ориентированной технологии с дифференцированным подходом: учащиеся выбирают стоять на одном кубике, или на двух, или вообще без кубика.
Упражнение – импровизация 4.
Педагог: Ребята! А вы знаете, что такое импровизация?
- Импровизация - это значит творить, создавать что-либо без предварительной подготовки.
- Предлагаю выполнить упражнение на импровизацию. Попробуйте двигаться под музыку. Слушайте свое тело. Экспериментируйте с ритмом. Пробуйте ускорение, замедление. Попробуйте написать в воздухе слова – термины, которые вы узнали сегодня на занятии с помощью движений телом. Нарисуйте глазами на полу воображаемую геометрическую фигуру и двигайтесь в ее пределах. Отбросьте робость и стеснения.
- Желающие могут взять в руки предметы, с которыми мы сегодня занимались, и использовать их в своей импровизации.
Учащимся предлагается три темы:
передвигаться в заданном пространстве, держа кубик на голове и в руках. Задача не уронить предмет, держать равновесие, перенося тело с одной ноги на другую
.
передвигаться в заданном пространстве, используя уровни, держа кубик на голове и в руках
, или в руках. Задача не уронить предмет, держать равновесие, перенося тело с одной ноги на другую
.
передвигаться в заданном пространстве без предмета, используя только свое тело. Задача держать равновесие, перенося тело с одной ноги на другую.
Примечание. Применение личностно-ориентированной технологии.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Педагог: В начале занятия я вам сказала, чтобы вы запоминали новые слова - термины. Сейчас я предлагаю разгадать кроссворд для закрепления полученных знаний.
Примечание. Применение игровой технологии.
Педагог: Ребята! Занятие наше подошло к концу. Вы сегодня узнали много интересного и познавательного. Поднимите, пожалуйста, руку кому понравилось занятие.
- Вы мне тоже очень понравились. Все были вовлечены в учебный процесс, молодцы! Умеете работать в команде. Хочу выделить некоторых учащихся, у которых получилось лучше держать равновесие и сохранять чувство баланса (позитивная оценка учащихся, выделение самых старательных детей, творческих, трудолюбивых). .
Педагог: Наше занятие также завершится поклоном (исполнение поклона).
- Всех благодарю. До свидания.
Выход учащихся из зала.