Викторина

для детей старшего дошкольного возраста

«Знатоки Родного края»

 

 

Возраст: подготовительная к школе группа.

Место проведения: групповая комната.

Цель: обобщение знаний детей о родном городе

Задачи:

Закрепить представления о родном крае, городе, об исторических местах и памятниках.

Воспитывать патриотические чувства к Родине, любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

Создать условий для активизации познавательного интереса дошкольников к изучению родного края

Развивать коммуникативные навыки детей.

Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Словарная работа:

Материалы: иллюстрации из альбома «Город, край», глобус, музыкальный центр, аудиозапись песни «Край ты мой – соловьиный», ноутбук, экран, проектор, презентация к викторине «Кострома», книга «Настенькины сказки о Костроме», автор Сычёва Любовь Евгеньевна.

Электронные источники: https://ds04.infourok.ru, http://novosti44.ru, http://scientific-book.ru, http://starina44.ru, https://img.tourister.ru, https://avatars.mds.yandex.net, https://cdn.turkaramamotoru.com, http://dragons-nest.ru, http://www.adm44.ru, http://www.bankgorodov.ru, http://i.artfile.ru, http://gdehorosho.ru, http://img-e.photosight.ru, https://cdn.tripzaza.com, https://i.pinimg.com, http://wdorogu.ru/, http://www.mapmarket.ru, https://data.ac-illust.com, https://mixmuz.ru.

Предварительная работа: 

Образовательные

области

Совместная образовательная деятельность с детьми

Взаимодействие с родителями

Социально-

коммуникативное

развитие

Разучивание народной игры «Кострома», «Ручеёк»

Совместный просмотр сюжетов о Костроме, исторических памятниках, музеях, походы в музеи: «Льна и бересты», «Лес – чудодей», «Деревянного зодчества».

Познавательное

развитие

Беседы о Костроме, ее достопримечательностях. Рассматривание открыток, фотографий с видами Костромы , рассматривание альбомов «Улицы родного города», «Кострома в разные времена года», «Туристические бренды Костромского края»

Беседы об исторических местах города, улицах, достопримечательностях.

Дидактические игры» «Угадай по описанию», «Что перепутал фотограф»

Экскурсии, прогулки по родному городу. Фотоконкурс «Любимый город»

Речевое развитие

Разучивание стихов о Костроме, пословиц и поговорок о родине.

Словесные игры: «Продолжи рассказ», «Что не так». «Назови правильно»

Художественно-

эстетическое развитие

Чтение сказок Е. Честнякова, стихов костромской поэтессы Е. Салмовой.

Рисование: «Вот эта улица, вот этот дом»

Лепка по сказке «Щедрое яблоко»

Аппликация: «Костромская ладья»

Список художественной литературы для чтения дома.

Физическое развитие

Разучивание подвижной игры «Берёзовые ворота», «Змейка», «Зевалки»

Ход игры:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Организационный момент

(мотивация детей на предстоящую деятельность)

5 мин.

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

- Ребята, в какой стране мы живём?

- Как называются люди, живущие в России?

Наша страна – большая и красивая. Западная граница России начинается у побережья Баренцева моря, пересекает Балтийское и доходит до Чёрного моря. Южная граница России проходит от берегов Чёрного моря до побережья Японского моря. Большую часть территории России омывают моря. Морские границы России проходят в водах Тихого океана и его морей

Игра «Моя Родина».

Реки чьи, глубоки,

Чисты и красивы берега?

Отвечайте без запинки –

(Это Родина моя!).

Горы, снежные вершины

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина?

(Это Родина моя!)

Где на севере морозном,

Льдом сверкают берега.

А на юге – море, солнце.

(Это Родина моя!)

Где город города прекрасней,

А всех важней из них Москва.

Цвет флага – белый, синий, красный.

(Это Родина моя!)

- Много в нашей стране городов. У каждого есть своё имя, как и у человека. Мы с вами – одна дружная семья, живущая в одном городе. Про нас говорят – земляки.

В каком городе мы живём?

Как следует называть жителей нашего города?

Вы любите путешествовать?

А что нужно взять с собой, чтобы не заблудиться?

Ребята, для вас пришло приглашение на телестудию в программу «Знатоки Родного края».

Вы готовы принять участие в этой телевикторине?

Тогда пожелаю вам удачи!

Хочу представить вам ведущего…

Вед. Сегодня вам предстоит показать свои знания о родном городе, его истории, памятных местах.

Ответы детей (в России.)

- Россияне.

– хоровой ответ

- в Костроме

- костромичи

Ответы детей

- карту, путеводитель, компас

2 этап

Основная часть (закрепление ранее приобретенных знаний, получение новых знаний;

решение проблемной ситуации)

25 мин.

Итак, предлагаю вам посмотреть на экран:

1вопрос: Какой город старше Москва или Кострома?

2 вопрос: Какой памятник изображён на слайде? Что вы можете о нём рассказать?

3 вопрос: Найдите герб города Костромы, расскажите, что на нём изображено и почему?

4 вопрос: Укажите памятник, расположенный в Костроме. Кому он посвящен?

5 вопрос: Какого памятника нет
в Костроме?

- А. С. Пушкин писал замечательные стихи. В нашем городе тоже есть известные поэты, которые написали стихи о Костроме.

Объявляется поэтическая пауза

- Продолжим нашу викторину.

6 вопрос: Что за здание здесь изображено?

7 вопрос: Чем торговали в Красных торговых рядах(1), чем торговали в Мучных рядах (2)?

8 вопрос: Как называется эта достопримечательность, и на берегу какой реки она расположена?

9 вопрос: Как называется эта постройка, для чего она служила и что находится в ней сейчас?

10 вопрос: Как называется этот музей, и какие экспонаты выставлены в нём?

Художественная пауза

Игра «Скульптор» (приложение 1)

11 вопрос: Что это за собака и чем она прославилась?

12 вопрос: Какое место в нашем городе называют «сковородкой» и почему?

13 вопрос: Какой предмет напоминает
старый план нашего города?

14 вопрос: Куда в нашем городе можно отправиться, чтобы послушать красивую музыку, выступления певцов и даже оркестр?

А сейчас у нас музыкальная пауза

Звучит песня «Край ты мой – соловьиный» (аудиозапись)

- Москва

- Памятник Юрию Долгорукому, основателю города Костромы

Ответы детей.

Памятник Ивану Сусанину, который завёл в болото врагов.

Ответы детей.

Дети читают стихи о Костроме.

- Ипатьевский монастырь

- 1.Название «Красные ряды» здание получило, потому что в нём торговали «красным» товаром: тканями, кожаными изделиями, мехам и книгами.

- 2. Мучные ряды предназначены для торговли мукой и льном.

- Беседка Островского расположена на берегу Великой русской реки Волга.

- Пожарная каланча…..

- Музей изобразительных искусств или Романовский музей. В нём можно увидеть выставки картин разных художников.

- Собака Бобка. Она помогала находить людей при пожаре.

- Сусанинскую площадь, т. к. она по форме напоминает сковородку и ещё в жаркие дни здесь некуда спрятаться от зноя и солнца. Есть такое выражение «Жарко как на сковородке»

- Веер

- Это здание филармонии.

Дети слушают песню о Костроме

3 этап

Подведение итога деятельности

(выход из деятельности, переход к самостоятельной игровой деятельности)

5 мин.

- Как много вы знаете о своём любимом городе.

Пока вы ещё дети, но когда подрастёте, вам предстоит делать великие дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить значит знать его.

Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что бы вы хотели сделать для города, когда вырастете. Свою мечту я предлагаю вам озвучить, начиная со слов: «Когда я вырасту…»

- Спасибо вам за ваши прекрасные мечты, за экскурсию по городу. В знак благодарности я хочу преподнести вам интересную книгу «Настенькины сказки о Костроме».

До новых встреч!

.

Ответы детей

Дети рассматривают, подаренную книгу

Приложение 1

Игра «Скульптура".

Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног, снижение мышечного напряжения.  

Ход игры: Дети делятся на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:  ребенка, который ничего не боится; ребенка, который всем доволен; ребенка, который выполнил сложное задание и т. д. Темы для скульптур может  предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.