* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.No Spacing {font-family: 'Calibri';}
.Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
.Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt; color: #000000;}
.Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}
.Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #auto;}
Общая часть
Предмет
Класс
Тема урока
астрономия
11
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.
Используемый учебник
Название
Класс
Авторы
Астрономия
11
Б. А. Воронцов-Вельяминов
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающийся будет знать:
- понятие «созвездие»,
- понятие «Видимая звездная величина»;
-понятие небесной сферы и направление вращения неба,
-характерные точки и линии небесной сферы: небесный меридиан, склонение, прямое восхождение, небесный экватор,
вертикал, ось мира, полюса мира, зенитное расстояние,
-горизонтальную систему координат,
-экваториальную систему координат,
-принцип создания карты звездного неба.
Обучающийся научится:
-пользоваться звездной картой,
-находить на небе Полярную звезду и ориентироваться на местности по Полярной звезде и с помощью карты звездного неба.
Обучающийся научится:
-формулировать проблему микроисследования,
-извлекать информацию, представ ленную в явном виде. Познавательные:
развитие умения работать с информацией;
развитие умения классифицировать звёзды по блеску.
Регулятивные:
развитие умения определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели.
Коммуникативные:
развитие умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
Обучающийся научится:
-участвовать в диалоге,
-высказывать и отстаивать собственную точку зрения;
-проявлять уважительное отношение к мнению сверстников;
-увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом.
-Организовывать познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы.
ТСО (оборудование)
Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)
Подвижная карта звездного неба
ПК, программное обеспечение Windows 7, мультимедийный проектор, учебник, презентация;
Организационная структура урока
Этап урока
Образовательные задачи (планируемые результаты)
Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (дляЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
длит.этапа (мин)
I. Организацион-ный
Создание позитивного настроя для осознанного восприятия нового материала.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, мотивирует учащихся к учебной деятельности.
Самоорганизация к учебной деятельности
1
II. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.
Настроить на творческую работу, сориентировать обучающихся по теме урока.
Презентация к уроку астрономии
«Звёзды и созвездия»
Слайд №1
-Небо над нами на открытом месте простирается в виде купола. На нем в безоблачную ночь сияют мириады звезд, и, кажется, невозможно разобраться в этой величественной звездной картине. Вспоминаются вдохновенные строки русского ученого и поэта М. В. Ломоносова:
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне — дна.
Что можно увидеть, посмотрев на небо? Застывшую фотографию или живой фильм? Изменится ли картинка, если уехать на другой континент, в другое полушарие? А что будет, если смотреть на небо не осенью, а, например, весной? Будет ли картинка той же самой или изменится? . Опишите, как координаты Солнца будут меняться в процессе его движения над горизонтом в течение суток.
4. По своему линейному размеру диаметр Солнца больше диаметра Луны примерно в 400 раз. Почему угловые диаметры почти равны?
Устанавливают связи способствующие взаимодействию.
1 мин
II.
Актуализация знаний
- выдвигают гипотезы;
- обосновывает собственную точку зрения;
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Слайд №2
Организует проверку выполнения домашнего задания в форме работы в группах. Прием «Своя опора».
(Класс делится на группы. Каждая группа выполняет задание (по уровням, уровень выбирают сами) по теме, изученной на предыдущем уроке, в течение 5 минут.) Приложение 1.
Организует защиту работы каждой группы.
Оценивает работу каждой группы.
Акцентирует внимание на моментах, вызвавших затруднения.
Работают в группах.
Представители групп выступают с ответами на предложенные задания.
Оценивают свою работу, занося баллы в лист самооценки, в соответствии с выбранным уровнем.
4 мин
6 мин
III. Постановка учебной задачи (Подготовка учащихся к работе на основном этапе)
Обсуждение затруднений
Слайд №3,4
Слайд №5
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx> Слайд №6
Подводит обучающихся к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.
-Все ли звезды ночного неба видны в данной точке местности?
-Почему?
-Вид звездного неба постоянно изменяется, как это объяснить?
-Нам уже известно, что мгновенное положение светила относительно горизонта и небесного меридиана определяется двумя координатами: высотой (h) и азимутом (A), которые называются горизонтальными.
Но как вы думаете, в течение суток азимут и высота светил остаются неизменными?
- Следовательно можно ли
для составления звездных карт и каталогов использовать горизонтальную
систему координат?
- Тогда как выйти из этого затруднительного положения?
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
-Какие цели мы поставим на уроке?
Определяют какие знании имеются по теме урока и каких именно не хватает:
-Нет, только половину.
- Потому что другую половину звездного неба закрывает от нас Земля.
- Кажущееся вращение звёздного неба вызвано вращением Земли.
- Нет, они непрерывно меняются.
-Нет
Определяют каких именно знаний не хватает. («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).
Определяют и озвучивают тему урока:
«Небесные координаты, звездные карты»;
и цели урока: узнать, как определяется положение светил на небе,
научиться работать с подвижной картой звездного неба.
2 мин
IV. «Открытие нового знания»
Самостоятельное изучение новых знаний и способов действий.
Слайд №7-25
http://college.ru/astronomy/course/content/chapter1/section1/paragraph6/theory.html#.WeJKwKi7W1s
Формулирует задание:
С помощью интернет ресурса «Открытая астрономия» и §4 учебника познакомиться с экваториальной системой координат. и заполнить схему с пояснениями. (Приложение 4)
Контролирует выполнение работы.
Работают в парах за компьютерами. Изучают самостоятельно § 4. Небесные координаты и звездные карты.
Выделяют главное. Заполняют схему. (Приложение 4)
Выполняют самооценку работы на данном этапе (Приложение 2).
13 мин
V. Первичное осмысление и
закрепление
Проговаривание нового знания
Слайд №26
Формулирует задание «Закончи предложение»
Контролирует выполнение работы.
Выполняют задание «Закончи предложение».
Выполняют самооценку работы на данном этапе (Приложение 2).
3 мин
VI. Практическая работа
Применение знаний и способов действий на практике.
Слайд №27-28
Карта звёздного неба онлайн. http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php
Организует практическую
работу с подвижной картой звездного неба.
Контролирует выполнение работы.
Знакомятся с принципом создания карты звездного неба. Выполняют практическую работу. (Приложение 3)
10 мин
VII. Самоанализ и самоконтроль
Определение уровня достижения целей, поставленных в начале урока.
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint2.sldx>
Слайд №30
Организует самопроверку обучающихся.
Самопроверка по вопросам в учебнике 1-3 на стр.27.
3 мин
VIII. Рефлексия.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.
Подводит итоги урока.
Осуществляют самооценку работы на уроке, используя лист самоценивания.
1 мин
IX. Задание
на дом
Включение новых знаний в систему изученного материала.
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint3.sldx>
Слайд №31
Сообщает обучающимся домашнее задание по уровням.
§ 4. 1ур.:вопр. 1-3
2ур.:вопр.1-5, упр.3( 1-3),
3 ур.: вопр.1-5, упр. 3(1-5)
Дополнительно (по желанию):
создать презентацию «Правила работы с ПКЗН»
Записывают домашнее задание, определяют уровень домашнего задания.
1 мин