* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .No Spacing {font-family: 'Calibri';} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt; color: #000000;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #auto;}

технологическая карта урока

учитель Баутина Н.В.

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

астрономия

11

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Астрономия

11

Б. А. Воронцов-Вельяминов

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся будет знать:

- понятие «созвездие»,

- понятие «Видимая звездная величина»;

-понятие небесной сферы  и направление вращения неба,

-характерные точки и линии небесной сферы: небесный меридиан, склонение, прямое восхождение, небесный экватор,

вертикал, ось мира, полюса мира, зенитное расстояние,

-горизонтальную систему координат,

-экваториальную систему координат,

-принцип создания карты звездного неба.

Обучающийся научится:

-пользоваться звездной картой,

аходить на небе Полярную звезду и ориентироваться на местности по Полярной звезде и с помощью карты звездного неба.

Обучающийся научится:

ормулировать проблему микроисследования,

-извлекать информацию, представ ленную в явном виде. Познавательные:

развитие умения работать с информацией;

развитие умения классифицировать звёзды по блеску.

Регулятивные:

развитие умения определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели.

Коммуникативные:

развитие умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Обучающийся научится:

-участвовать в диалоге,

-высказывать и отстаивать собственную точку зрения;

-проявлять уважительное отношение к мнению сверстников;

-увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом.

-Организовывать познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Подвижная карта звездного неба

ПК, программное обеспечение Windows 7, мультимедийный проектор, учебник, презентация;

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (дляЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длиттапа (мин)

I. Организацион-ный

Создание позитивного настроя для осознанного восприятия нового материала.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, мотивирует учащихся к учебной деятельности.

Самоорганизация к учебной деятельности

1

II. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

Настроить на творческую работу, сориентировать обучающихся по теме урока.

Презентация к уроку астрономии

«Звёзды и созвездия»

Слайд №1

-Небо над нами на открытом месте простирается в виде купола. На нем в безоблачную ночь сияют мириады звезд, и, кажется, невозможно разобраться в этой величественной звездной картине. Вспоминаются вдохновенные строки русского ученого и поэта М. В. Ломоносова:

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне — дна.

Что можно увидеть, посмотрев на небо? Застывшую фотографию или живой фильм? Изменится ли картинка, если уехать на другой континент, в другое полушарие? А что будет, если смотреть на небо не осенью, а, например, весной? Будет ли картинка той же самой или изменится? . Опишите, как координаты Солнца будут меняться в процессе его движения над горизонтом в течение суток.

4. По своему линейному размеру диаметр Солнца больше диаметра Луны примерно в 400 раз. Почему угловые диаметры почти равны?

Устанавливают связи способствующие взаимодействию.

1 мин

II.

Актуализация знаний

- выдвигают гипотезы;

- обосновывает собственную точку зрения;

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Слайд №2

Организует проверку выполнения домашнего задания в форме работы в группах. Прием «Своя опора».

(Класс делится на группы. Каждая группа выполняет задание (по уровням, уровень выбирают сами) по теме, изученной на предыдущем уроке, в течение 5 минут.) Приложение 1.

Организует защиту работы каждой группы.

Оценивает работу каждой группы.

Акцентирует внимание на моментах, вызвавших затруднения.

Работают в группах.

Представители групп выступают с ответами на предложенные задания.

Оценивают свою работу, занося баллы в лист самооценки, в соответствии с выбранным уровнем.

4 мин

6 мин

III. Постановка учебной задачи (Подготовка учащихся к работе на основном этапе)

Обсуждение затруднений

Слайд №3,4

Слайд №5

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx> Слайд №6

Подводит обучающихся к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

-Все ли звезды ночного неба видны в данной точке местности?

-Почему?

-Вид звездного неба постоянно изменяется, как это объяснить?

-Нам уже известно, что мгновенное положение светила относительно горизонта и небесного меридиана определяется двумя координатами: высотой (h) и азимутом (A), которые называются горизонтальными.

Но как вы думаете, в течение суток азимут и высота светил остаются неизменными?

- Следовательно можно ли

для составления звездных карт и каталогов использовать горизонтальную

систему координат?

- Тогда как выйти из этого затруднительного положения?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

-Какие цели мы поставим на уроке?

Определяют какие знании имеются по теме урока и каких именно не хватает:

-Нет, только половину.

- Потому что другую половину звездного неба закрывает от нас Земля.

- Кажущееся вращение звёздного неба вызвано вращением Земли.

- Нет, они непрерывно меняются.

-Нет

Определяют каких именно знаний не хватает. («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).

Определяют и озвучивают тему урока:

«Небесные координаты, звездные карты»;

и цели урока: узнать, как определяется положение светил на небе,

научиться работать с подвижной картой звездного неба.

2 мин

IV. «Открытие нового знания»  

Самостоятельное изучение новых знаний и способов действий. 

Слайд №7-25

http://college.ru/astronomy/course/content/chapter1/section1/paragraph6/theory.html#.WeJKwKi7W1s

Формулирует задание:

С помощью интернет ресурса «Открытая астрономия» и §4 учебника познакомиться с экваториальной системой координат. и заполнить схему с пояснениями. (Приложение 4)

Контролирует выполнение работы.

Работают в парах за компьютерами. Изучают самостоятельно § 4. Небесные координаты и звездные карты.

Выделяют главное. Заполняют схему. (Приложение 4)

Выполняют самооценку работы на данном этапе (Приложение 2).

13 мин

V. Первичное осмысление и

закрепление 

Проговаривание нового знания

Слайд №26

Формулирует задание «Закончи предложение»

Контролирует выполнение работы.

Выполняют задание «Закончи предложение».

Выполняют самооценку работы на данном этапе (Приложение 2).

3 мин

VI. Практическая работа

Применение знаний и способов действий на практике.

Слайд №27-28

Карта звёздного неба онлайн. http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php

Организует практическую

работу с подвижной картой звездного неба.

Контролирует выполнение работы.

Знакомятся с принципом создания карты звездного неба. Выполняют практическую работу. (Приложение 3)

10 мин

VII. Самоанализ и самоконтроль 

Определение уровня достижения целей, поставленных в начале урока.

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint2.sldx>

Слайд №30

Организует самопроверку обучающихся.

Самопроверка по вопросам в учебнике 1-3 на стр.27.

3 мин

VIII. Рефлексия. 

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока.

Осуществляют самооценку работы на уроке, используя лист самоценивания

1 мин

IX. Задание

на дом

 Включение новых знаний в систему изученного материала.

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint3.sldx>

Слайд №31

Сообщает обучающимся домашнее задание по уровням.

§ 4.  1ур.:вопр. 1-3

2ур.:вопр.1-5, упр.3( 1-3),

3 ур.: вопр.1-5, упр. 3(1-5)

Дополнительно (по желанию):

создать презентацию «Правила работы с ПКЗН»

Записывают домашнее задание, определяют уровень домашнего задания.

1 мин

Приложение 1.

Карточки задания

на этапе актуализации знаний.

Карточка-задание №1(1-й уровень)

Составьте кластер «Особенности астрономии и ее методов» по тексту Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономии. - М.: Дрофа, 2017. - стр.8,9.

на этапе актуализации знаний.

Карточка-задание №2 (2 урвень)

Заполните сравнительную таблицу по тексту Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономии. - М.: Дрофа, 2017. - стр.11-18:

Карточка-задание №3(2 уровень)

Заполните сравнительную таблицу по тексту Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономии. - М.: Дрофа, 2017. - стр.11-18:

Карточка-задание №4 (3-й уровень)

Обозначьте основные элементы системы горизонтальных координат небесной сферы.

Карточка-задание №4 (3-й уровень)

1. Постройте ответ по плану:

I. Что называется созвездием? Как обозначаются звезды в созвездиях?

II. Как отыскать на небе полярную звезду?

III. Что такое звездная величина?

2.Расчитайте, во сколько раз звезда второй звездной величины ярче звезды четвертой величины

Приложение 2.

Приложение 3.

Практическая работа

1 вариант

2 вариант

Выразите 9 часов 15 минут 11 секунд в градусной мере

Выразите 20 часов 30минут 15 секунд в градусной мере

Используя подвижную карту звездного

неба

найдите

созвездия, которые вы увидите сегодня

в 20-00

в 23-00

Используя карту звездного неба, внесите в соответствующие графы таблицы схемы созвездий с яркими звездами.

В каждом созвездии выделите наиболее яркую звезду и укажите название

Созвездие

Схема созвездия

Созвездие

Схема созвездия

Большой пес

Близнецы

Малая медведица

Лебедь

Волоплас

Орион

Лев

Возничий

Найдите на звездной карте и назовите объекты, имеющие координаты

α=15 час 12 мин

δ= -9°

α=3 час 40 мин

δ= 48°

Почему Полярная звезда почти не меняет своего положения относительно горизонта

5. Как проходит плоскость горизонта относительно поверхности земного шара

Приложение 4.

Система экваториальных координат

Задание 1. Обозначьте характерные точки и линии экваториальной системы координат: