В современном обществе главенствующую роль играет информация, а также скорость развития технологий для её обработки. Современные компьютерные технологии становятся все более неотъемлемой частью жизни людей во всех сферах. Это создает благоприятные условия для использования компьютерных технологий в образовании. Правительство Российской Федерации в своих нормативных документах, включая Государственную программу "Развитие образования на 2013-2020 годы", указывает на необходимость оснащения образовательных учреждений современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением.
Современные методы обучения требуют от педагогов новых навыков и компетенций, особенно при внедрении ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Важным требованием является эффективное использование компьютерных технологий в образовании, которое предполагает полное использование их возможностей. Применение современных форм наглядности, таких как таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и др., помогает улучшить восприятие и мыслительную активность учащихся. Эти элементы становятся все более важными для печатных и электронных учебных материалов и играют значительную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся.
Важность применения компьютерных технологий в образовании заключается в том, что они могут эффективно реализовать следующие возможности:
Применение компьютерных технологий в школе улучшает методы и технологии образовательного процесса. Новые методы разработки учебного материала, основанные на использовании современных устройств, таких как компьютеры, проекторы и визуальные материалы, повышают эффективность использования материалов и дают возможность выбрать оптимальный набор технологий для организации образовательного процесса. Это увеличивает результативность и правильность управления процессом обучения. Автоматизация рутинных процессов делает систему образования более гибкой и способной быстро адаптироваться к изменениям в окружающем мире.
Использование компьютерных технологий предоставляет педагогу и ученику множество возможностей. Компьютер может служить универсальным помощником как для учителя, так и для ученика, улучшая их совместную работу. Для педагога, компьютер является автоматизированным классным журналом, инструментом для обработки результатов обучения, и средством поиска новой информации для подготовки к урокам. Для современного ученика компьютер становится неотъемлемым средством для выполнения домашнего задания и способствует развитию самостоятельности. Использование компьютерных технологий является инструментом, который моделирует реальный мир и дает возможности для реализации многих задач.
Педагогический процесс может быть успешно организован с помощью компьютера на уровне класса. Это может включать создание оптимального графика учебного процесса, своевременную диагностику успеваемости и итоговый контроль. Сеть Интернет может быть использована в педагогической деятельности для посещения виртуальных библиотек, поиска наглядных видео и аудио материалов, а также для создания профессиональной корпоративной среды, объединяющей различные функции и технологии.
Использование визуальных и слуховых информационных средств позволяет реализовать индивидуальный подход к ученикам и задействовать всех учеников в образовательном процессе. Подготовка элементов информационной среды может включать использование различных видов учебного и демонстрационного оборудования, разработку учебно-наглядных пособий и создание мультимедийных презентаций, которые способствуют более полному усвоению материала.
Важно отметить, как компьютер может быть использован в информационном обучении для учащихся, выполняя следующие функции:
Источник учебного материала, который может полностью или частично заменить учителя и учебники.
Наглядное пособие, позволяющее выполнить домашнее задание быстро и оперативно.
Выполнение различных тестов и лабораторных работ с использованием компьютерных технологий.
Прохождение онлайн-курсов и обучающих семинаров.
Участие в онлайн-олимпиадах и образовательных проектах.
Персональное информационное пространство, способствующее развитию самоконтроля и самодисциплины.
Современные технологии и информатизация образования меняют процесс обучения, требуя использования средств, которые максимально реализуют их возможности и открывают ученикам и педагогам доступ к широкому миру познания, включая диалог культур. В первую очередь, современные компьютерные телекоммуникации создают новые перспективы.
Международная практика определяет телекоммуникацию как передачу и прием на расстоянии звуковых сигналов, изображений или других данных с помощью электрического или оптического сигнала для проводной коммуникационной сети связи или посредством электромагнитных волн для беспроводной коммуникационной сети связи.
Благодаря телекоммуникациям учащиеся получают доступ к различным информационным ресурсам в сети, создавая благоприятную среду для совместной работы над интересующим их проектом с учениками из других школ, городов, областей и стран. В рамках телеконференций учащиеся могут обсуждать проблемы практически со всем миром. Такое сотрудничество стимулирует учеников к самостоятельной познавательной деятельности, в том числе к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемый вопрос, к самостоятельному поиску нужной информации, а также к оценке результатов собственной деятельности.