Целью внедрения нового поколения стандартов является улучшение образовательной системы, которая включает не только приобретение базовых знаний и навыков учащимися, но прежде всего успешную интеграцию их в учебную деятельность и развитие учебной самостоятельности, чтобы создать прочную основу для будущего обучения. Если в первом поколении стандартов основное внимание уделялось оценке уровня освоения обязательного минимума учениками, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Главной задачей и критерием оценки уже не является освоение обязательного минимума содержания образования, а усвоение различных методов работы с учебным материалом. В новом подходе оценка сконцентрирована на результате деятельности по реализации и освоению основных образовательных программ. Новые стандарты предлагают понимание результатов, связанных с развитием личности, формируемым на основе учебной самостоятельности школьников.
Личностные результаты в стандарте охватывают процесс формирования самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности, формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности, а также развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, включая морально-этическую ориентацию, которая отражает их индивидуально-личностные позиции, чувства и личные качества.
Метапредметные результаты включают в себя универсальные способы деятельности, такие как познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей собственной деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Предметные результаты образовательной деятельности понимаются как освоенный материал, изученный учащимися в процессе изучения конкретного учебного предмета.
Основные результаты начального общего образования включают в себя: формирование универсальных и предметных навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться, включая способность к самоорганизации для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; индивидуальный прогресс в развитии личности. Таким образом, оценка соответствия стандартам сводится к оценке достижения запланированных результатов. Основным критерием оценки уже не является освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных навыков в отношении изучаемого учебного материала. Концепция и требования стандартов указывают, что при оценке индивидуальной итоговой аттестации выпускников следует учитывать их способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах, а также умения в учебно-познавательной, исследовательской и практической деятельности, обобщенные способы действий, коммуникативные и информационные навыки. Этот сдвиг не только соответствует потребностям образовательного процесса, но и меняет роль и место системы оценки. Второе поколение Федеральных государственных образовательных стандартов имеет свои особенности. Главные черты стандартов второго поколения, такие как подход к стандарту как к общественному договору и ориентация на достижение результата, требуют изменений во всех компонентах учебного процесса: организации и содержанию совместной учебной деятельности учителя и учеников, выбору и организации учебного материала и образовательной среды. В основном, меняется роль и функции системы оценки в образовательной программе. Она выступает не только в качестве средства обучения и регулятора образовательной программы, но и как самостоятельный и ценный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения, фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования и регулятор программы обучения. Оценочная деятельность учителя строится на следующих принципах:
Оценивание является непрерывным процессом, естественно интегрированным в практику образования. В зависимости от этапа обучения применяются различные формы оценивания, такие как диагностическая (начальная, текущая) и срезовая (тематическая, промежуточная, рубежная, итоговая) оценка.
Необходимо избегать резкого увеличения числа контрольных работ и запугивания учеников возможными негативными оценками (например, "Вы не справитесь с контрольными по государственному стандарту!"). Каждому ученику должно быть предоставлено право на индивидуальную образовательную траекторию, учитывая его собственный темп освоения материала и выбранный уровень амбиций. Недопустимо, чтобы педагог выставлял ученику оценку вроде: "у тебя 'два' по нравственности, 'незачёт' по патриотизму" и подобные. В основном, достижения конкретного ученика следует сравнивать только с его собственными предыдущими показателями, а не с результатами других учеников в классе. При этом итоговая оценка может быть выставлена как обобщенный результат, основанный на совокупности полученных отметок за период обучения. Система оценивания должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся активно участвовали в процессе контроля и оценки, развивая навыки самооценки и взаимооценки. В оценочной деятельности реализуется принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса, включая принцип добровольного выполнения заданий повышенной сложности при выполнении проверочных работ. Новые образовательные стандарты не только внесли изменения в содержание образования, но также повлияли на требования к результатам обучения, подходы к диагностике и оценке этих результатов.